Дело № 2-917/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И. при секретаре Литиковой М.Е., с участием истца Алиевой Г.А., представителя истца Алиева И.Д., представителя ответчика Зверева Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 26 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению Алиевой Г.А.к. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Коми об отмене решения, установил: Алиева Г.А .к. обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Коми об отмене решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации и возложении обязанности выдать разрешение на временное проживание. В обоснование заявленных требований Алиева Г.А .к. указала, что ее супруг и ребенок, являющиеся гражданами России, проживают в г.Сыктывкаре. Однако решением УФМС по РК ей было отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Полагает данный отказ незаконным, поскольку при вынесении решения не было учтено, что вся ее семья проживает на территории России. В судебном заседании истец и ее представитель поддержали заявленные требования в полном объеме. Представитель ответчика с заявлением не согласился, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Алиева Г.А .к. является гражданкой .... С 16.08.2005 г. состоит в браке с Ф.Б., являющимся гражданином Российской Федерации и имеющим постоянную регистрацию по адресу: г.Сыктывкар, ул..... Несовершеннолетняя дочь заявительницы – Г.М., 15.01.2009 г., и мать – Ш.А. также являются гражданами Российской Федерации. 27.09.2011 г. Алиева Г.А .к. обратилась в УФМС по РК с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ без учета квоты, установленной на 2011 год, мотивируя желанием проживать на территории РФ. По заключению инспектора ОПРРУНР УФМС России по РК ... от 14.11.2011 г. Алиевой Г.А .к. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании п.14 ч.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Основанием к отказу явилось то, что Алиева Г.А .к. не предоставила в установленный Федеральным законом срок медицинские справки, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации. Требуемые документы были представлены заявительницей после вынесения оспариваемого решения УФМС по РК. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно ч.1 ст.6 Закона разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации /ч.3 ст.6 Закона/. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (ч.4 ст.6 Закона). Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание (ч.5 ст.6 Закона). В соответствии с п.14 ч.1 ст.7 Закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в п.5 ст.6.1 настоящего Федерального закона /согласно которому должны быть представлены документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание/. По нормам закона отказ в выдаче разрешения на временное проживание означает прекращение законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации и влечет его депортацию. Заявление о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ содержит расписку Алиевой Г.А .к. о том, что она обязуется в течение 30 дней представить в УФМС по РК сертификат об отсутствии у нее заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также наркомании и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также о том, что она предупреждена о возможности отказа в выдаче разрешения либо аннулировании ранее выданного разрешения по основаниям, предусмотренным Федеральным Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» /пп.1-8, 10, 11, 13, 14 п.1 ст.7/. Согласно ст.62 (ч.3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.7; ст.17 ч.1; ст.19 ч.2; ст.21; ст.38 ч.ч.1 и 2; ст.41 ч.1 Конституции Российской Федерации). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание может затрагивать права как самого заявителя, так и членов его семьи /в данном случае – супруга, ребенка и матери/. Конвенция о правах ребенка возлагает на государства-участники обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка (п.1 ст.9); в соответствии с этим обязательством заявления детей или их родителей с просьбой о въезде в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом; государства-участники обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи (п.1 ст.10). Вместе с тем Конвенция допускает, что разлучение ребенка с родителями может быть следствием решения, принятого государством-участником, например при высылке или депортации (п.4 ст.9). Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (п.1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п.2). Высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п.1 ст.8 Конвенции. Ввиду того, что решения государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого п.1 ст.8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, то есть оправданной крайней необходимостью, и в особенности – соразмерной преследуемой цели. Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.2006 г. №155-О, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 ч.3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры. Из этого следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании иностранного гражданина на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений. В рассматриваемом случае по делу установлено непредставление Алиевой Г.А .к. в установленный срок документов, указанных в п.5 ст.6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Вместе с тем, исходя из конституционных норм и норм международного права, гарантирующих приоритет интересов семьи, по мнению суда, Алиева Г.А .к. имеет право на проживание на территории РФ вместе со своей семьей. С учетом приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суд находит, что Алиева Г.А .к. вправе получить разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. К числу обстоятельств, которые должны быть учтены в качестве условий к выдаче заявителю требуемого разрешения и по которым последующая депортация Алиевой Г.А .к. не представляется необходимой, суд в рассматриваемом случае относит наличие постоянного места жительства, постоянное проживание супруга, являющегося гражданином России, а также их несовершеннолетнего ребенка на территории Российской Федерации, беременность Алиевой Г.А .к. соблюдение условий, необходимых для выдачи разрешения (в частности, наличие требуемых медицинских заключений на момент рассмотрения дела), а также неизбежное нарушение прав членов семьи Алиевой Г.А .к. и самой заявительницы вследствие отказа ей в выдаче разрешения на временное проживание. По указанным основаниям суд находит необходимым отменить решение УФМС России по РК от 14.11.2011 г. ... об отказе Алиевой Г.А .к. в выдаче разрешения на временное проживание на территории России и обязать ответчика выдать требуемое разрешение. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отменить решение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми от 14.11.2011 г. ... об отказе Алиевой Г.А.к. в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Коми выдать Алиевой Г.А.к. разрешение на временное проживание в Российской Федерации. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник