Об оспаривании действий гос.органв



Дело № 2-8423/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 12 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению Нитченко А.А. о признании незаконным бездействия Администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившегося в непредоставлении ответа на уведомления от ** ** **. о проведении публичных мероприятий в установленный законом срок

у с т а н о в и л :

Нитченко А.А. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившегося в непредоставлении ответа на уведомления от ** ** **. о проведении публичных мероприятий в установленный законом срок.

В обоснование требований указал, что запланировал провести четыре публичных мероприятия в форме митинга: ** ** **,** ** **,** ** ** и ** ** **. ** ** **. подал уведомления о проведении публичного мероприятия, в установленный законом трехдневный срок со дня подачи уведомлении не получил ответа Администрации МО ГО «Сыктывкар», что является незаконным, нарушает его права, поскольку не успели подготовиться и не все мероприятия были проведены.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала.

Представитель АМО ГО «Сыктывкар» с требованиями не согласился, мотивируя тем, что с учетом большого объема поступающей документации и подачи уведомления в день предшествующий выходным, ответы были вручены ** ** **., т.е. в течение трех рабочих дней.

Заслушав доводы сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Установлено, что ** ** **. Нитченко А.А. в соответствии с положениями ст. 7 Закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомил орган местного самоуправления - Администрацию МО ГО «Сыктывкар» о проведении ** ** **. на площадке у ГУ «Государственный ...»; ** ** **. на площадке перед ТЦ «...»; ** ** **. на площадке перед ТЦ «** ** **»; ** ** **. на перекрестке улиц ... и ..., публичного мероприятия в форме митинга.

Согласно ст. 21 Международного пакта от 16.12.1966г. № «О гражданских и политических правах» признается право на мирные собрания.

В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование.

На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Митингом, в свою очередь, признаётся массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

К организации публичного мероприятия относится подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона).

Частью 1 ст. 7 Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В соответствии с часть. 2 ст. 7 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Согласно Закону Республики Коми № 22-РЗ от 05.03.2007г. «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми» уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается организатором публичного мероприятия:

- в администрацию городского округа – в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа;

- в администрацию соответствующего муниципального района – в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского, сельского поселения;

- в орган исполнительной власти Республики Коми, уполномоченный Правительством РК, - в случаях: проведения публичного мероприятия на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти РК; проведения публичного мероприятия на территории двух и более муниципальных районов, городских округов.

В ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: - документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (п. 1); - довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона (п. 2); - в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия (п. 3); - довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия (п. 4); - обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи (п. 5); - информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются (п. 6); - при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны (п. 7).

На указанные уведомления Администрацией МО ГО «Сыктывкар» даны ответы , все ответы получены Нитченко А.А. ** ** **. Довод Администрации МО ГО «Сыктывкар» о том, что ответ от ** ** **. не был вручен в день его исполнения, поскольку не могли найти организатора или уполномоченное им лицо, опровергается представленными заявителем обращениями в АМО ГО «Сыктывкар» и отметками о вручении ответов ** ** ** и ** ** **.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009г. при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в то случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).

Исходя из положений ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия от ** ** **. обязан был довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления, т.е. до ** ** **. результат рассмотрения данного обращения.

Установленный законом срок Администрацией МО ГО «Сыктывкар» нарушен, ссылку на то, что ответ дан в течение трех рабочих дней, суд находит не состоятельной, поскольку законом не предусмотрено указание на исчисление сроков в рабочих днях, более того, исходя из общих норм и правил (глава 11 ГК РФ) последний день срока - ** ** **. – являлся рабочим днем.

Поскольку Администрацией МО ГО «Сыктывкар» в установленный ст. 12 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» срок не был предоставлен Нитченко А.А. ответ на уведомления от ** ** **., суд находит требования заявителя о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Суд полагает необходимым возвратить заявителю из бюджета уплаченную при обращении в суд госпошлину в размере ... руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в непредставлении в установленный законом срок Нитченко А.А. ответов на уведомления от ** ** **. о проведении публичных мероприятий.

Возвратить Нитченко А.А. из бюджета уплаченную согласно чек-ордеру госпошлину в размере ... руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий Т.А.Попова

Председательствующий Т.А.Попова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200