Дело № 2-9066/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи ОшманкевичР.А., при секретаре КузнецовойГ.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 15 декабря2011 года гражданское дело по заявлению Чупрова В.М. о снижении суммы исполнительского сбора, у с т а н о в и л: Чупров В.М. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с заявлением о снижении суммы исполнительского сбора по исполнительному производству, указав в заявлении, что 22.01.2009г. судебным приставом отдела судебных приставов по г.Сыктывкару Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, возбуждено исполнительное производство ... о взыскании денежных средств в размере ...коп. 22.09.2011г. судебным приставом исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ...% от суммы подлежащей взысканию, что составило ...руб. Он принимал меры к исполнению требований исполнительного документа. Оставшаяся сумма долга не была своевременно погашена по причине отсутствия денежных средств, необходимостью содержать семью. В судебном заседании Чупров В.М. требования поддержал, пояснив суду, что он подписал договор поручительства, по которому заплатил ..руб. Б. отказалась исполнить обязательства по кредитному договору. Помогал приставам, пришлось устроиться на работу. Он является пенсионером, болен, необходимы деньги для приобретения лекарств, надо платить коммунальные услуги. Представитель ЧупроваВ.М. в судебном заседании требования поддержал. Представитель УФССП по РК с заявлением не согласился. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему. Решением Сыктывкарского городского суда по делу ... от 17.12.2008г. с Чупрова В.М. взыскано в солидарном порядке в пользу ... в лице Коми отделения ... ...руб. ...коп. 21.09.2009г. исполнительный лист о взыскании с ЧупроваВ.М. денежных средств с заявлением взыскателя поступил в отдел судебных приставов по г.Сыктывкару. Исполнительный документ принят к исполнению, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Сыктывкару 22.01.2009г. в отношении ЧупроваВ.М. возбуждено исполнительное производство ... о взыскании задолженности по кредиту в размере ..руб. ...коп. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы. В связи с неисполнением исполнительных документов в установленный срок без уважительных причин /доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено/ постановлением судебного пристава-исполнителя Е..В. от 17.04.2011г. с ЧупроваВ.М. взыскан исполнительский сбор в размере ... процентов от подлежащей взысканию суммы в размере ... ... руб. Пунктом 1 ст.6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. На основании ст.5 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст.2). Пунктом 1 ст.12 Федерального закона «О судебных приставах» на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.45 ч.1; ст.46 ч.ч.1 и 2); защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства (ст.2). Из названных положений во взаимосвязи со статьями 1 (ч.1), 15 (ч.2), 17 (ч.3), 18, 52, 53, 55, 71 (п.«в»), 72 (п.«б» ч.1) и 118 Конституции Российской Федерации следует, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется. В соответствии с позицией Европейского суда по правам человека «право на суд» стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное обязательное судебное решение оставалось неисполненным, поскольку исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть права на судебную защиту в смысле ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.1998 г. №54-ФЗ. Из положений ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц. В соответствии со ст.112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Часть 3 данной статьи устанавливает исполнительский сбор в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30.07.2001 г. №13П, исполнительский сбор в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы представляет собой допустимый максимум штрафной санкции, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Как следует из части 7 статьи 112 Закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Оценив доказательства, представленные ЧупровымВ.М. в обоснование своих требований, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, учитывая состояние здоровья, финансовое положение заявителя, отсутствие денежных средств на момент возбуждения исполнительного производства, а также тот факт, что максимально возможный штраф повлияет на материальное положение ЧупроваВ.М., степень вины должника, суд полагает возможным снизить размер исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона об исполнительном производстве. Таким образом, следует снизить исполнительский сбор с ... руб. до ... руб. Руководствуясь ст.ст.194-199, 441 ГПК РФ, суд р е ш и л: Снизить размер исполнительского сбора, взысканный с Чупрова В.М. на основании постановления судебного пристава-исполнителя А.В. от 22сентября2011г. по исполнительному производству ..., с ... руб. до ... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение 10 дней. Председательствующий Р.А.Ошманкевич