О признании незаконным решения начальника о привлечении к дисциплинарной ответственности, о признании незаконным бездействия



Дело № 2-2551/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ошманкевича Р.А.,

при секретаре Новоселец П.О.,

с участием представителя заявителя Мезака Э. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 09 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению Загирова К.М., Беленцова А.Н. об оспаривании привлечения ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми к дисциплинарной ответственности, признании незаконным бездействия ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми по оформлению доверенностей с 1 декабря 2010г. до 21 января 2011г., признании незаконным оформления ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми доверенности не в полном объёме,

У С Т А Н О В И Л:

Мезак Э.А. обратился в суд с заявлением в интересах Загирова К.М. и Беленцова А.Н. о признании незаконными решения начальника ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми о привлечении заявителей к дисциплинарной ответственности в виде перевода в ЕПКТ сроком на один год, признать незаконным бездействие сотрудников ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми, выразившееся в неоформлении доверенностей заявителей на его представителя с 1 декабря 2010г. до 20,21 января 2011г., а также о признании незаконными действия сотрудников ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в оформлении доверенностей заявителей на представителя Мезака Э.А. без указания права представлять интересы заявителя в органах внутренних дел, в органах прокуратуры, в органах и учреждениях исполнения наказания, в Европейском суде по правам человека.

Требования мотивировал тем, что в июне 2010 года должностные лица органов и учреждений ФСИН России усилили административное давление на заключенных колонии строгого режима ИК-25 в городе Сыктывкаре. В результате этого, в последних числах октября, первых числах ноября 2010 года за нарушения правил внутреннего распорядка колонии заявители был привлечены к дисциплинарной ответственности в виде перевода в единые помещения камерного типа (ЕПКТ) на срок один год.

В первой декаде ноября 2010 года Загиров К.М. и Беленцов А.Н. были этапированы в колонию общего режима ИК-31 в городе ... для отбытия наказания, где был помещен в камеру ... специального тюремного здания.

01 декабря 2010г. заявителей посетили члены Общественной наблюдательной комиссии Республики Коми Н.Н. и Мезак Э.А.. Воспользовавшись представленной возможностью, заявители обратились к правозащитникам с рядом жалоб, в том числе, на несправедливость о переводе их в ЕПКТ, на что им было предложено оформить доверенность на Мезака Э.А. для обжалования решения начальника ИК-25 в суде. Заявители согласились с таким предложением и собственноручно заполнили бланк доверенности, однако подписать и заверить доверенность у начальника ИК-31 непосредственно 1 декабря 2010г. не удалось, так как он выехал за пределы охраняемой зоны учреждения. В последующем, на протяжении полутора с лишним месяцев, администрация ИК-31 под разными предлогами уклонялась от оформления доверенности. Под давлением со стороны Общественной наблюдательной комиссии Республики Коми и Коми правозащитной комиссии «...» доверенность заявителей была оформлена лишь 20 (21) января 2011 года, причем, только для представления интересов заявителя в судах Российской Федерации.

Загиров К.М. и Беленцов А.Н. считают, что решение о наложении на них дисциплинарного взыскания в виде перевода в ЕПКТ на срок один года нарушает требования статьи 6 Европейской конвенции о правах человека, поскольку такое наказание является самым суровым дисциплинарным наказанием, которое может быть наложено на заключенного в российском пенитенциарном учреждении.

Более того, считают, что их конституционные права, предусмотренные статьями 46, 48 Конституции РФ, были также нарушены сотрудниками ИК-31 как задержкой оформления доверенности сроком до 20,21 января 2011г., так и оформлением доверенности не по той форме, которую они подписывали 1 декабря 2010г.

Позднее Мезак Э.А., действующий на основании доверенности, заявил об отказе в части обжалования в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, постановлений начальника ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми о переводе заявителей в ЕКПТ, в связи с чем производство по делу в этой части прекращено.

В судебное заседание представитель заявителей Мезак Э.А. не явился, извещен, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании заявители, представитель ФКУ ИК-25 ГУФСИН России, представитель ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по РК, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимали. С учётом требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Часть 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи.

Пункт 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ признаёт под доверенностью письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются в том числе доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы (подп. 3 п. 3 ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

В ходе судебных заседаний представитель заявителей указывал, что 01 декабря 2010г. посетил Загирова К.М. и Беленцова А.Н. в ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по РК, которые обратились к нему с рядом жалоб, на что он предложил им оформить доверенность на представление их интересов. Заявители согласились и собственноручно заполнили бланк доверенностей, однако подписать и заверить доверенности у начальника исправительного учреждения непосредственно 1 декабря 2010г. не удалось, так как он выехал за пределы охраняемой зоны учреждения. В последующем администрация ИК-31 под разными предлогами уклонялась от оформления доверенностей и лишь 20 либо 21 января 2011г. доверенности оформили, причем, только для представления интересов заявителей в судах Российской Федерации.

В материалах дела имеются копии доверенностей, датированные ** ** **., согласно которым Загиров К.М. и Беленцов А.Н. доверяют Мезаку Э.А. быть их представителем в органах власти на территории России, в частности, у мировых судей, в судах общей юрисдикции, в органах внутренних дел (милиции, полиции), в органах прокуратуры, в органах и учреждениях исполнения наказания, в других государственных органах, организациях, учреждениях и предприятиях, а также в Европейском Суде по правам человека со всеми правами, которые предоставлены законом (в том числе Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации) истцу, заявителю, подателю жалобы, ответчику заинтересованному лицу, третьему лицу, защитнику осужденного лица, в том числе со следующими правами: оплата государственной пошлины, подписание искового заявления (заявления, жалобы), и предъявление его в суд, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, полное или частичное признание иска, изменение предмета или основания иска (заявления, жалобы), заключение мирового соглашения, обжалование судебных постановлений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, подписание соответствующих жалоб и участие в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, заявление отводов и ходатайств, получение исполнительных документов и предъявление их к принудительному и добровольному исполнению, обжалование решений, действий, бездействия судебных приставов-исполнителей и финансовых органов.

Указанные доверенности Загировым К.М. и Беленцовым А.Н. не подписаны, начальником ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми не удостоверены.

В целях совершенствования форм и методов работы с предложениями, заявлениями и жалобами осужденных и лиц, содержащихся под стражей, повышения качества защиты их конституционных прав и законных интересов приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 383 утверждён Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб.

В соответствии с п. 29 Административного регламента обращения, изложенные письменно и адресованные администрации следственного изолятора либо исправительного учреждения, регистрируются в журнале отдела специального учета либо в канцелярии соответствующего учреждения. Регистрация обращений подозреваемых, обвиняемых или осужденных производится путём присвоения порядкового номера каждому поступившему документу и фиксации в учетной документации (журнале) кратких сведений о нём.

Пунктами 34, 35 Административного регламента предусмотрено, что основанием для рассмотрения письменного обращения является поступившее и зарегистрированное в учреждении или органе УИС обращение. Поступившие в учреждения или органы УИС письменные обращения в зависимости от их содержания после регистрации в делопроизводственной службе докладываются руководителю учреждения или органа УИС (одному из заместителей) и направляются начальникам соответствующих структурных подразделений для организации исполнения.

При выполнении государственной функции должностными лицами органов УИС проводится прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных по вопросам, входящим в их компетенцию, при посещении исправительного учреждения или следственного изолятора в специально выделенных помещениях (п. 57 Административного регламента).

Согласно пунктам 59 и 60 Административного регламента, личный приём осужденных осуществляется руководством исправительного учреждения и начальниками структурных подразделений согласно утвержденному графику. Учёт принятых на приёме осужденных с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результаты их рассмотрения производятся в журнале, который хранится в канцелярии учреждения. Начальники исправительных учреждений или лица, уполномоченные ими, не реже одного раза в месяц проверяют исполнение решений, принятых во время приёмов.

Ответы на устные заявления при личном приеме руководителями органов и учреждений УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток (п. 66 Административного регламента).

В свою очередь, письменное обращение, поступившее в учреждение или орган УИС, в соответствии с его компетенцией, на основании п. 15 Административного регламента рассматривается в течение 30 суток со дня его регистрации. Поступившее письменное обращение от подозреваемых и обвиняемых рассматривается в течение 10 суток. В случаях, не терпящих отлагательств, которые связаны с угрозой жизни и здоровью подозреваемых, обвиняемых или осужденных, их устные и письменные обращения рассматриваются незамедлительно.

Как следует из письменного отзыва ответчика, осужденные Загиров К.М. и Беленцов А.Н. обратились с заявлением об оформлении доверенностей к Администрации ИК-31 20 января 2011г., на основании чего доверенности были оформлены и выданы ....

Согласно Приказу ФБУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми прием осужденных по личным вопросам проводится старшим юрисконсультом по четвергам с 14.00 часов до 16.00 часов. Осужденные Загиров К.М. и Беленцов А.Н. с обращением об оформлении доверенностей ранее не обращались. Во время проведения личного приема сотрудником Администрации, данным осужденным был разъяснен порядок выдачи доверенностей, в соответствии с чем, они не имели каких-либо претензий.

Письменные доказательства, подтверждающие факт обращения Загирова К.М. и Беленцова А.Н. в период с 01 декабря по 19 января 2011г. к должностным лицам ФБУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми с заявлением об удостоверении доверенностей, выданных Мезаку Э.А. ** ** **., отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми, выразившегося в неоформлении доверенностей Загирова К.М. и Беленцова А.Н. в период с 01 декабря 2010г. до 20 января 2011г.

Заявление Загирова К.М. и Беленцова А.Н. в указанной части подлежит оставлению без удовлетворения.

Из заявления Загирова К.М., Беленцова А.Н. также следует, что они просит оформить доверенности, в соответствии с которыми они уполномочивает Мезака Э. А. на представительство в органах внутренних дел, в органах прокуратуры, в органах и учреждениях исполнения наказания, в Европейском суде по правам человека.

Согласно представленного отзыва ** ** **. начальником ФБУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми Р.Н. были удостоверены доверенности, согласно которым Загиров К.М. и Беленцов А.Н. уполномочили Мезака Э.А. представлять их интересы по гражданским делам согласно ст. 54 ГПК РФ во всех судах судебной системы Российской Федерации. Между тем, в удостоверенных начальником ФБУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми доверенностях от ** ** ** года, выданных Загировым К.М. и Беленцовым А.Н. Мезаку Э.А., сокращён объём органов государственной власти Российской Федерации и исключён Европейский суд по правам человека, в которых заявитель наделил своего представителя представлять свои интересы в доверенности от ** ** **., что противоречит положениям ст. 185 Гражданского кодекса РФ, которая не устанавливает каких-либо ограничений при определении круга третьих лиц, перед которыми доверенное лицо осуществляет представительство доверителя на основании выданной доверенности.

Ссылки ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по РК на положения ст. 59 Основ законодательства РФ о нотариате, предусматривающую удостоверение доверенностей нотариусом, п. 4.5 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утверждённых решением Правления Федеральной нотариальной палаты , предусматривающего оформление доверенностей с учётом установленных законом требований к содержанию полномочий в доверенности, не обоснованны.

Таким образом, действия ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в оформлении доверенностей Загирова К.М. и Беленцова А.Н. на их представителя Мезака Э.А. без указания права Мезака Э.А. представлять интересы заявителей в органах внутренних дел, в органах прокуратуры, в органах и учреждениях исполнения наказания, в Европейском суде по правам человека, являются незаконными.

Указанными действиями нарушено гарантированное ст. 46 Конституции РФ право Загирова К.М. и Беленцова А.Н. на судебную защиту их прав и свобод, в частности, в Европейском суде по правам человека. Ввиду чего следует возложить на ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по РК обязанность оформить доверенности Загирова К.М., Беленцова А.Н. на представление их интересов Мезаком Э.А. в органах внутренних дел, в органах прокуратуры, в органах и учреждениях исполнения наказания, в Европейском суде по правам человека.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить частично заявление Загирова К.М., Беленцова А.Н..

Признать незаконным оформление ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми доверенности Загирова К.М. на имя Мезака Э.А. без указания на возможность представления интересов в органах внутренних дел. в органах прокуратуры, в органах и учреждениях исполнения наказания, в Европейском суде по правам человека.

Признать незаконным оформление ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми доверенности Беленцова А.Н. на имя Мезака Э.А. без указания на возможность представления интересов в органах внутренних дел, в органах прокуратуры, в органах и учреждениях исполнения наказания, в Европейском суде по правам человека.

Обязать ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по РК оформить доверенность Загирова К.М. на представление его интересов Мезаком Э.А. в органах внутренних дел, в органах прокуратуры, в органах и учреждениях исполнения наказания, в Европейском суде по правам человека.

Обязать ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по РК оформить доверенность Беленцова А.Н. на представление его интересов Мезаком Э.А. в органах внутренних дел, в органах прокуратуры, в органах и учреждениях исполнения наказания, в Европейском суде по правам человека.

Отказать Загирову К.М., Беленцову А.Н. в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Республике Коми по оформлению доверенностей с 1 декабря 2010 года до 20 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента вынесения.

Председательствующий Р.А.Ошманкевич

-32300: transport error - HTTP status code was not 200