Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Поповой Т.А., при секретаре Прохоровой Н.А., с участием представителя заявителя Кикоть А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья Слава» о признании незаконным бездействия Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми, выразившегося в непредставлении ответа на обращение от 06 июля 2011г.; обязании предоставить ответ на данное обращение у с т а н о в и л : Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» обратилась в Сыктывкарский городской суд РК с иском к Комитету по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о признании незаконным бездействия по предоставлению в установленный законом срок ответа на обращение от 06 июля 2011г. ...; обязании предоставить ответ. В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, суду пояснил, что в течение длительного времени Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми отказывает в проведении публичного мероприятия в форме митинга на ... г. Сыктывкара по причине проведения работ по благоустройству и уборке территории, в связи с чем, 06 июля 2011г. обратились с письменным обращением, в котором просили создать условия для реализации права на проведение митинга и сообщить дни и промежутки времени, в которые уборка данной территории не производится, а также сообщить какая организация проводит механизированную уборку территории и когда проводился конкурс среди организаций на проведение уборки ..., однако до настоящего времени ответ на данное обращение не получили. Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, участия в суде не принял, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Комитета. Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав письменные материалы и представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 21 Международного пакта от 16.12.1966г. № «О гражданских и политических правах» признается право на мирные собрания. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование. Согласно ст. 3 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», ст. 28 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуального или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Митингом, в свою очередь, признаётся массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. К организации публичного мероприятия относится подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона). Частью 1 ст. 7 Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. В соответствии с часть. 2 ст. 7 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Согласно Закону Республики Коми № 22-РЗ от 05.03.2007г. «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми» уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается организатором публичного мероприятия: - в администрацию городского округа – в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа; - в администрацию соответствующего муниципального района – в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского, сельского поселения; - в орган исполнительной власти Республики Коми, уполномоченный Правительством РК, - в случаях: проведения публичного мероприятия на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти РК; проведения публичного мероприятия на территории двух и более муниципальных районов, городских округов. Согласно Уставу Местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава» церковь образована гражданами для совместного исповедания и распространения евангельской веры. В соответствии с Положением «О комитете по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми», утвержденным Указом Главы РК № 49 от 14 апреля 2011г. комитет является органом исполнительной власти РК, осуществляет в установленном порядке прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, обеспечивает своевременное рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в сроки, установленные законодательством. В ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона; в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями данного Федерального закона; довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи; информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются и т.д. Установлено, что Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» неоднократно в соответствии с положениями с положениями ст. 7 Закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомляла орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении на Стефановской площади г. Сыктывкара публичных мероприятий в форме митинга, однако заявителю в проведении данных мероприятий было отказано по причине того, что в указанное ими время на данной территории проводятся работы по благоустройству и уборке. Согласно ст. 18 Закона № 54-ФЗ от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством РФ, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Статьей 33 Конституции РФ гарантировано право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок. Статьей 29 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением информации о частной жизни лица (ст.24 Конституции РФ). Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законом. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организации своей деятельности. В силу ст. 2,3 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом и иными федеральными законами. Статьей 5 данного закона предусмотрено, что гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего закона. Согласно ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 закона. В соответствии со ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Установлено, что в связи с неоднократными отказами Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК в согласовании публичного мероприятия на ... по причине проведения работ по благоустройству и уборке данной территории, О.А. от имени Местной религиозной организации обратилась 06 июля 2011г. в орган исполнительной власти, наделенный полномочиями согласования проведения публичных мероприятий на ..., с заявлением, в котором просила создать условия для реализации права на проведение митинга и сообщить дни и промежутки времени, в которые не проводится уборка территории ..., а также сообщить какая организация проводит механизированную уборку территории и когда проводился конкурс среди организаций на проведение уборки на данной территории. Согласно ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Комитетом по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК не представлено суду доказательств того, что данное обращение было рассмотрено и на него дан ответ в соответствии с требованиями ст. 10 вышеуказанного закона; заявителем данный факт оспаривается. Бездействие Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК, выразившееся в непредставлении ответа на обращение заявителя в установленный срок является незаконным, нарушающим права и законные интересы Местной религиозной информации, поскольку они лишены информации, которая может повлиять на реализацию их права проведения митинга. Поскольку установлено, что Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК в силу закона является уполномоченным лицом, наделенным полномочиями согласования проведения публичных мероприятий на заявленной территории, и именно Комитетом было отказано заявителю в проведении публичных мероприятий по причине проведения работ по уборке данной территории, обращение Местной религиозной организации должно быть рассмотрено Комитетом, и заявителю дан ответ по существу данного обращения. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Суд полагает необходимым возвратить заявителю из бюджета уплаченную согласно платежному поручению ... ** ** ** при обращении в суд госпошлину в размере ... руб. Руководствуясь ст.194-199 ГПКРФ, суд р е ш и л: Признать незаконным бездействие Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми, выразившееся в непредставлении ответа на обращение Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья Слава» от 06 июля 2011г. .... Обязать Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предоставить ответ Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья Слава» на обращение от 06 июля 2011г. ... Возвратить Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья Слава» из бюджета уплаченную согласно платежному поручению ... ** ** ** госпошлину в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Председательствующий Т.А.Попова Председательствующий Т.А.Попова