Дело № 2-7784/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Поповой Т.А., при секретаре Прохоровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 05 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья слава» о признании незаконными отказы Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми, Администрации МО ГО «Сыктывкар» о проведении публичных мероприятий у с т а н о в и л : Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» обратилась в Сыктывкарский городской суд РК с заявлением о признании незаконными отказы Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми и Администрации МО ГО «Сыктывкар» в согласовании публичных мероприятий по причине проведения работ по благоустройству и уборке территорий; указывая в обоснование, что они неоднократно... подавали в Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми уведомления о проведении публичных мероприятий в форме митинга на площадке рядом с памятником ..., расположенной на ... г. Сыктывкара, однако орган исполнительной власти в ответ на данные уведомления направил письменные отказы в согласовании по причине проведения работ по благоустройству и механизированной уборке, при этом альтернативного места и времени проведения публичного мероприятия не указал. Отказы в согласовании противоречат положениям Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», нарушают их конституционные права, основания отказа надуманны, кроме того, фактически никаких работ по благоустройству и уборке заявленной территории не производилось. В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала. Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением не согласился, указывая, что уполномоченным органом, согласование с которым требовалось на заявленной территории, является Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми. Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя согласно ст. 167 ГПК РФ, направив письменный отзыв. Заслушав доводы явившихся лиц, допросив свидетелей, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему. Установлено, что 03 мая 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» в соответствии с положениями ст. 7 Закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 14 мая 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 06 мая 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 03 мая 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 17 мая 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ** ** ** г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 06 мая 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 20 мая 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 03 июня 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 23 мая 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 23 мая 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 04 июня 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 26 мая 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 27 мая 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 10 июня 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 31 мая 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 30 мая 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 11 июня 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 31 мая 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 31 мая 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 14 июня 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 02 июня 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 03 июня 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 17 июня 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 07 июня 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 03 июня 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 18 июня 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 07 июня 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 20 июня 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 01 июля 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 23 июня 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... Письмом ... от 22.06.2011г. Администрация МО ГО «Сыктывкар» предложила перенести проведение публичного мероприятия в район улицы ... в связи с проведением работ по благоустройству и механизированной уборке территории .... 20 июня 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 02 июля 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 23 июня 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 20 июня 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 05 июля 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 23 июня 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 01 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 12 июля 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 05 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 01 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 15 июля 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на Стефановской площади г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 05 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 01 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 16 июля 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 05 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории Стефановской площади. Письмом ... от 01.07.2011г. Администрация МО ГО «Сыктывкар» предложила перенести проведение публичного мероприятия 12,15,16 июля 2011г. в район улицы Лесопарковой в связи с проведением работ по благоустройству и механизированной уборке территории .... 10 июня 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 24 июня 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 14 июня 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории в указанное время подготовительных работ (монтаж сцены, установка ограждений, звукового оборудования) к празднованию Дня молодежи. 10 июня 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 25 июня 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 14 июня 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории празднования «...» (чествование выпускников учебных заведений города, концерт молодежных творческих коллективов финно-угорского мира, гала-концерт «...). 19 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 29 июля 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 21 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 19 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 30 июля 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 21 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 19 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 01 августа 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 21 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 19 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 02 августа 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 21 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 22 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 03 августа 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 25 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 22 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 04 августа 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 25 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 22 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 05 августа 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 25 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... 22 июля 2011г. Местная религиозная организация Христиан веры Евангельской «Божья Слава» уведомила орган исполнительной власти - Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми о проведении 06 августа 2011г. на площадке у памятника ..., расположенной на ... г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга. 25 июля 2011г. письмом ... Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми предложил организатору публичного мероприятия изменить место и время проведения данного публичного мероприятия в целях исключения реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, принимающих участие в митинге в связи с проведением на заявленной территории работ по благоустройству и уборке территории .... Согласно ст. 21 Международного пакта от 16.12.1966г. № «О гражданских и политических правах» признается право на мирные собрания. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование. В силу положений ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а проведение отдельными гражданами публичного мероприятия не должно создавать невыносимых условий, при которых другие граждане произвольно лишались бы возможности реализовать свои права в соответствии со сложившимися традициями и порядком. Согласно ст. 3 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в то числе право исповедовать индивидуального или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Митингом, в свою очередь, признаётся массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. К организации публичного мероприятия относится подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона). Частью 1 ст. 7 Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При этом, согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона, в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: - цель публичного мероприятия; - форма публичного мероприятия; - место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; - дата, время начала и окончания публичного мероприятия; - предполагаемое количество участников публичного мероприятия; - формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; - фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; - фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; - дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. Как установлено п. 1 ст. 8 Федерального закона, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: - территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности (п. 1); - путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи (п. 2); - территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 3); - пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (п. 4). В соответствии с часть. 2 ст. 7 Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Согласно Закону Республики Коми № 22-РЗ от 05.03.2007г. «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми» уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается организатором публичного мероприятия: - в администрацию городского округа – в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа; - в администрацию соответствующего муниципального района – в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского, сельского поселения; - в орган исполнительной власти Республики Коми, уполномоченный Правительством РК, - в случаях: проведения публичного мероприятия на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти РК; проведения публичного мероприятия на территории двух и более муниципальных районов, городских округов. В соответствии с Положением «О комитете по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми», утвержденным Указом Главы РК ... от 14 апреля 2011г. комитет является органом исполнительной власти РК, осуществляет в установленном порядке прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, обеспечивает своевременное рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в сроки, установленные законодательством. В ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: - документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (п. 1); - довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона (п. 2); - в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия (п. 3); - довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия (п. 4); - обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи (п. 5); - информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются (п. 6); - при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны (п. 7). Относительно положений части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Конституционный Суд РФ в своих определениях неоднократно высказывался о том, что «мотивированное предложение» и «согласование» свидетельствуют о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий – свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики. Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу – означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. Так, установлено, что орган исполнительной власти ** ** **. отказал Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья Слава» в согласовании митинга по причине проведения на ... работ по благоустройству и уборке согласно графику работ. В соответствии с представленными ООО «...» путевыми листами за период ** ** ** время работы по графику в основном определено с 20 до 8 часов, иных доказательств, подтверждающих производство работ по благоустройству и проведению уборки в заявленное время (с 16 до 21 час.) не представлено, учитывая, что фактически работы проводятся в вечернее и ночное время, заявленное Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья Слава» время могло быть откорректировано, данный вопрос относится к компетенции Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК, однако этого произведено не было. Суд находит отказы Комитета в согласовании места и времени проведения публичных мероприятий по причине проводимых работ по благоустройству и уборке территории необоснованными в силу того, что, указанные мероприятия не относятся к причинам, вызванным невозможностью сохранения функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения). Из представленных Комитетом ответов следует, что на данной территории другими организаторами проводились публичные мероприятия и это не создало препятствий в обеспечении бесперебойного функционирования коммунальной инфраструктуры. Допрошенные свидетели В.М., В.П., А.И. пояснили, что после получения отказов Комитета в проведении публичных мероприятий по причине необходимости проведения работ по благоустройству и уборке территории дежурили ежедневно на ... в июле-августе 2011г. до 22 часов, фактически никаких работ не проводилось. Показания данных свидетелей подтверждаются представленными заявителем актами. Отказы Комитета от 14 июня 2011г. в проведении митинга на площади 24 и 25 июня 2011г. по причине проведения на ... мероприятий, посвященных празднованию ... и концерта «...» суд находит обоснованными, мотивированными, даны с учетом значимости проводимых мероприятий для большого круга лиц (молодежи и студентов), согласуются с положениями ст. 17 Конституции РФ о том, что публичные мероприятия не должны нарушать права и свободы других лиц, и лишать их возможности реализовать свои права в соответствии со сложившимися традициями и порядком. В то же время согласно ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющим обеспечить безопасность граждан при проведении собрания. В нарушение указанной нормы орган исполнительной власти, отказав в проведении митингов на площади у памятника ..., не уведомил организатора, в каком месте возможно проведение данного публичного мероприятия, адекватном его социально-политическому значению. Принимая во внимание, что в отказах Комитета не были приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичных мероприятий невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, кроме того, в отказах не содержится предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению, суд приходит к выводу о неправомерности отказов. С учетом изложенного, требования Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья Слава» о признании незаконными отказы Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми в согласовании публичных мероприятий по причине проведения работ по благоустройству и уборке территорий, а также в не уведомлении об альтернативном месте для проведения публичного мероприятия подлежат удовлетворению. Надлежащим ответчиком по делу является Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК, поскольку именно данный орган исполнительной власти наделен полномочиями согласования проведения публичных мероприятий в соответствии с Законом Республики Коми № 22-РЗ от 05.03.2007г., поскольку заявленная территория – ... непосредственно прилегает к зданиям, занимаемым органами государственной власти РК. Именно в Комитет обращался заявитель и получал отказы, Администрация МО ГО «Сыктывкар» не наделена полномочиями согласования заявленной территории, в удовлетворении требований заявителя к данному ответчику следует отказать. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Суд полагает необходимым возвратить истцу из бюджета уплаченную заявителем при обращении в суд госпошлину в размере ... руб. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Требования Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья слава» удовлетворить частично. Признать незаконными отказы Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми ** ** ** в согласовании Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья слава» публичных мероприятий в форме митинга по причине проведения работ по благоустройству и уборке территории, а также не уведомлении об альтернативном месте для проведения публичных мероприятий. В удовлетворении требований к Администрации МО ГО «Сыктывкар» - отказать. Возвратить Местной религиозной организации Христиан веры Евангельской «Божья слава» из бюджета уплаченную согласно платежному поручению ... от 15 августа 2011г. госпошлину в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения. Председательствующий Т.А.Попова ФИО10 Председательствующий Т.А.Попова