Дело № 2-6633/2011 при секретаре Распутиной Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 21 декабря 2011 года гражданское дело по иску Шумилиной И.Я., Шумилиной Э.П., Шумилина П.В. к ОАО АК «Трансаэро» о взыскании штрафа за задержку рейса, штрафа за просрочку доставки багажа, убытков, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Шумилина И.Я. обратилась в суд с иском к ОАО СК «Трансаэро» о взыскании штрафа за задержку рейса ... рублей, штрафа за просрочку доставки багажа ... рублей, убытков в виде стоимости поврежденного багажа ... рублей, стоимости одного дня отдыха на общую сумму ... рубль ... копеек, стоимости праздничного ужина ... рублей ... копеек, ... рублей убытков, понесенных в связи с приобретением одежды, стоимость услуг такси ... рублей, компенсацию морального вреда ... рублей. В судебном заседании Шумилина И.Я. и её представитель заявленные требования поддержали. Шумилины П.В, Шумилина Э.П. не участвовали в судебном заседании, надлежащим образом извещены. Ответчик своего представителя в суд не направил, надлежащим образом извещен. На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассматривалось в отсутствие ответчика, с учетом доводов, изложенных в письменном отзыве. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся, суд полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению. В судебном заседании установлено, что Шумилиной И.Я была приобретена туристическая путевка на три человека по маршруту ... на период с ** ** ** стоимостью ... рублей Как объяснила в суде Шумилина И.Я., время вылета из аэропорта ... было отложено ** ** ** на 8.30 ** ** **. По прилету в ... в 17.30 ** ** ** багаж не был выдан, поскольку не был доставлен из .... На выяснение обстоятельств отсутствия багажа ушло время, в связи с чем, в отель истцы прибыли ** ** ** в 22.00. Полноценный день отдыха был испорчен, причинены убытки в размере стоимости одного дня пребывания в отеле в размере ... рублей на человека. Обязательство о доставке багажа первым рейсом из ... выполнено не было, багаж доставлен лишь ** ** **, необходимые вещи отсутствовали, в связи с чем, Шумилины были вынуждены были приобрести на ... рублей необходимую одежду (шорты, футболки, обувь), а также предметы личной гигиены и лекарства для Шумилина П.В. и Шумилиной Э.П., в которых они нуждались в период выезда на отдых. В связи с отсутствием вечерних костюмов (находилась в багаже) Шумилины не были допущены на праздничный ужин, который был оплачен в составе стоимости путевки в размере ... долларов США на человека (... рубля ... копеек). О прибытии багажа ** ** ** сообщили в номер в 13.00, предложили срочно забрать до 15.00, в противном случае, багаж будет выдан лишь в день отлета. Для получения багажа были вынуждены воспользоваться услугами такси на сумму ... рублей. После получения багажа, когда в номере отеля была вскрыта упаковка, обнаружилось, что чемодан в нескольких местах разорван по шву, оторвана ручка. Отдых был испорчен, моральные страдания, причиненные ненадлежащим образом оказанной услуги, истцы оценили в ... рублей. В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. В силу ст. 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными Уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок. На основании ст. 102 Воздушного кодекса РФ К РФ Приказом Минтранса РФ от 28.06.07 года № 82 утверждены Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (далее - Правила). Данные Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (чартерные рейсы). В соответствии со ст. 72 указанных Правил, чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. Согласно представленным билетам, вычет чартерного рейса по маршруту ... был определен ** ** ** на 22.30; отметкой на авиабилетам удостоверено, что самолет из ... вылетел в 8.30 30.12.10 года. В соответствии со ст. 19 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12.10.29 года (Варшавская конвенция, изменение 1955 году), вступившей в силу 13.02.33 года и ратифицированной СССР от 7.03.23 года, перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа и грузов. Статьей 20 вышеуказанной Конвенции предусмотрено, что перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им и поставленными ими лицами были приняты необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им было невозможно их принять. Довод ответчика о невозможности исполнения обязательств по договору вследствие обстоятельств непреодолимой силы, неблагоприятных метеоусловий, препятствующих вылету, суд считает необоснованным. Из представленных ответчиком материалов – статьи газеты «...» ..., доклада председателю Правительства РФ министра транспорта РФ И.Е. следует, что ... в ... регионе было выпадение осадков в виде снега и переохлажденного дождя, что привело к падению деревьев на линии электропередач и прекращению подачи электроэнергии линий, питающих аэропорт «...». В период ** ** ** была задержка отправки рейсов, однако ** ** ** отправление рейсов возобновлено. Поскольку перевозчик не выполнил условий договора перевозки, на основании ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» он обязан возместить причиненные убытки. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения, перевозчик уплачивает штраф в размере 25% от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 19.06.00 года № 82-ФЗ с 1.01.01 года размер базовой суммы составил ... рублей. Отсюда ... х ...%=... х ... часов ( с 22.30 до 8.30) = ... рублей (размер штрафа за задержку доставки одного пассажира). Согласно п.146,147,148 Правил, перевозчик обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам. Пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки. Выдача зарегистрированного багажа производится в аэропорту, до которого зарегистрированный багаж был принят к перевозке. Как следует из материалов дела, в срок, установленный договором перевозки багажа, перевозчик багаж не доставил; багаж был выдан лишь ** ** **. Отсюда, штраф за доставку багажа, составил, ... ...%= ... х ... час ( ** ** **) = ... рублей. Данная сумма подлежит взысканию в пользу Шумилиной И.Я. так как, из багажной квитанции следует, что расходы понесла она. Справкой туристического агентства «...» подтвержден факт приобретения туристической путевки Шумилиной И.Я., в том числе на Шумилина П.В., Шумилину Э.П. на остров ... ** ** **. В стоимость тура входит проживание в отеле ... стоимостью ... рублей ... копеек на человека, стоимость одного дня на человека составила ... рублей ... копеек. Шумилины, заплатившие за отдых, не воспользовались услугами отеля по вине перевозчика на сумму стоимости одного дня, в связи с чем, в пользу истцов следует взыскать убытки по ... рублей ... копеек. В силу ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Суд считает, что права потребителя были нарушены по вине перевозчика. Учитывая обстоятельства дела, характер нарушенного права, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд полагает, что размер компенсации морального вреда следует определить в сумме ... рублей в пользу каждого из истцов. Требования о взыскании стоимости поврежденного багажа в размере стоимости чемодана ( ... рублей) удовлетворению не подлежат, исходя из следующего. Согласно ст. 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В соответствии со ст. 124 Воздушного Кодекса РФ по требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа или груза для удостоверения, в том числе, недостачи или повреждении (порчи) багажа. Для удостоверения указанных обстоятельств в отношении почты перевозчик и организация почтовой связи составляют коммерческий акт. Из материалов дела следует, что сохранность багажа в аэропорту не проверялась, истцы данным правом не воспользовались, коммерческий акт не составлялся. Обстоятельства повреждения багажа по вине перевозчика в суде не доказаны. Также не доказан факт убытков на сумму расходов на такси ... рублей, платежные документы суду не представлены. Кроме того, согласно п.154 Правил, если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы. Расходы на такси не являлись необходимыми, доказательств обратного суду не представлено. Убытки на сумму ... рублей, понесенные в связи с приобретением одежды, ввиду отсутствия багажа и лекарств в суде также не доказаны. Лист бумаги с записями на английском языке, не может быть принят как доказательство расходов, так как не отвечает требованиям относимости и допустимости. В иске о взыскании расходов на праздничный ужин на сумму ... рубля ... копеек, которым истцы не воспользовались ввиду отсутствия у них необходимой одежды, следует отказать. Ни договором ... о подборе, бронировании и приобретении тура турагентством ** ** **, ни туристической путевкой ... в пакете предоставляемых услуг праздничный ужин не предусмотрен. В соответствии с путевкой в пакет услуг входит- проезд авиационным транспортом, гостиница, питание, «ВВ», виза, страховка, без экскурсионных программ и дополнительных услуг. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Взыскать с ОАО АК «Трансаэро» в пользу Шумилиной И.Я. ... рублей ... копеек, в том числе ... рублей компенсации морального вреда, штраф за задержку багажа ... рублей, ... рублей штраф за задержку провоза пассажира, ... рублей ... копеек убытков в виде стоимость одного дня пребывания в отеле; в пользу Шумилиной Э.П., Шумилина П.В. по ... рублей ... копеек, в том силе по ... рублей компенсации морального вреда, по ... рублей штрафа за задержку провоза пассажира, по ... рублей ... копеек убытков в виде стоимости одного дня пребывания в отеле. В иске о возмещении ущерба, причинного повреждением багажа, расходов на приобретение одежды и лекарств, на праздничный ужин и такси – отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд. Судья Нагибина Е.Л.
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми В составе судьи Нагибиной Е.Л.