О нарушении закона



Дело № 2-267/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.

при секретаре Дуркиной Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 января 2012 года дело по иску Андреева Н.А. к Министерству здравоохранения РК, Агентству РК по социальному развитию, ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска, Министерству финансов РК о нарушении права на получение помощи по Закону № 68-РЗ, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Андреев Н.А., Андреева Д.Ф. обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения РК о нарушении права на получение помощи по Закон № 68-РЗ, в обоснование которого указали, что ... отказала в выдаче заключения о нуждаемости в стационарном социальном обслуживании по причине отсутствия нормативных документов Минздрава РК. В соответствии с Законом Республики Коми от 06.07.2009 N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми" право на получение помощи имеют инвалиды I и II групп, нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в стационарном социальном обслуживании, проживающие одиноко (одиноко проживающая супружеская пара). Согласно критериев, определенных приказом Минздравсоцразвития РФ, ... имеют способность к передвижению и самообслуживанию ... степени.

Просили взыскать причиненный в результате бездействия ответчика Минздрава РК материальный вред, состоящий в недополученной сумме лица, осуществлявшего бы уход и помощь, в размере, определенном Законом № 68-РЗ, поскольку оплата производится за счет собственных средств, компенсацию морального вреда в размере по ... руб.

Ответчик Минздрав РК представил письменный отзыв, в котором указал, что уполномоченным органом исполнительной власти РК по организации деятельности по уходу и помощи нетрудоспособным гражданам определено Агентство РК по социальному развитию.

В дополнительном отзыве Минздрав РК указал, что порядок организации статистического учета и отчетности, формы статистического учета и отчетности в организациях здравоохранения независимо от их организационно – правовой формы, инструкции по их заполнению с целью формирования единых информационных потоков относится к полномочиям Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Введенная Законом Республики Коми от 06.07.2009 N 68-РЗ форма организации ухода и помощи нетрудоспособным гражданам не имеет аналогов в РФ и соответствующей федеральной нормативно – правовой базы. Истцами не представлено доказательств незаконности бездействия Минздрава РК

К участию в деле привлечены в качестве соответчиков Агентство РК по социальному развитию и ГУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска.

ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» в письменном отзыве указало, что истцы первоначально обратились ** ** ** по телефону с устной консультацией по вопросу организации ухода и помощи нетрудоспособным гражданам. ** ** ** до сведения истцов была доведена информация о прохождении медицинского обследования, ** ** ** дана устная консультация и предоставлен перечень необходимых для оформления документов. Письменных заявлений и документов от истцов в адрес ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» не поступало. ** ** ** супруги находятся на социальном обслуживании на дому. Андреева Д.Ф. в связи со смертью снята ** ** ** с социального обслуживания на дому. Со слов Андреева Н.А. по медицинским показаниям он относится к ... степени самообслуживания, тогда как согласно Закону РК № 68-РЗ в стационарном обслуживании нуждаются граждане со ... и ... степенями способности к самообслуживанию.

Из отзыва Агентства РК по социальному развитию следует, что отношения между нетрудоспособным гражданином и лицом, осуществляющим уход и помощь, перечень оказываемых услуг оформляются договором. Согласно Закону вознаграждение выплачивается лицу, осуществляющему уход и помощь нетрудоспособному гражданину. Представленные документы не свидетельствуют о понесенных убытках, поскольку вознаграждение выплачивается лицу, осуществляющему уход и помощь нетрудоспособному гражданину, не представлены доказательства, подтверждающие причинение нравственных и физических страданий.

Определением суда к участию в деле привлечено Министерство финансов РК.

Исходя из письменного отзыва Министерства финансов РК, отсутствует вина Минздрава РК, по мнению истцов, бездействие выразилось в не обеспечении исполнения Закона Республики Коми от 06.07.2009 N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми", не принятия необходимых подзаконных актов, устанавливающих формы медицинских документов для выдачи заключения о нуждаемости гражданина в стационарном социальном обслуживании. Однако Минздрав РК не уполномочено устанавливать формы медицинских документов.

Определением суда на основании записи акта о смерти ... ** ** ** Андреевой Д.Ф. производство по делу по иску Андреевой Д.Ф. прекращено.

Истец в судебном заседании участия не принимает, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Представители Министерства здравоохранения РК, Агентства РК по социальному развитию, Министерства финансов РК иск не признали, указав, что истец в ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска с письменным заявлением о получении ухода и помощи не обращался, доказательств бездействия Минздрава РК не представил, необоснованно заявил иск о взыскании в его пользу денежных средств, поскольку вознаграждение выплачивается лицу, осуществляющему уход.

Ответчик ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Андреев Н.А. является ... по общему заболеванию.

** ** ** получил заключение врачей – специалистов МУ «...», лечебным учреждением заключение о нуждаемости истца в стационарном социальном обслуживании не дано.

** ** ** вступил в силу Закон Республики Коми от 06.07.2009 N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми", который был принят в целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, укрепления традиций взаимопомощи, профилактики социального одиночества. Законом устанавливается порядок организации ухода и помощи указанным гражданам и дополнительная социальная гарантия в виде ежемесячного вознаграждения лицам, осуществляющим уход и помощь нетрудоспособным гражданам.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 06.07.2009 N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми" нетрудоспособные граждане - граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды I и II групп, нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в стационарном социальном обслуживании, то есть в постоянной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, проживающие одиноко (одиноко проживающая супружеская пара из числа указанных лиц) и не имеющие ухода и помощи со стороны родственников или иных законных представителей, отказавшиеся от стационарного социального обслуживания и выбравшие уход и помощь в соответствии с настоящим Законом

Согласно ст. 3 Закона нетрудоспособный гражданин, желающий получать уход и помощь, обращается в государственное учреждение Республики Коми, определенное Правительством Республики Коми, по месту своего проживания или по месту проживания лица, желающего осуществлять уход и помощь, с соответствующим письменным заявлением и приложением к нему документов согласно перечню, определяемому уполномоченным органом.

Статьей 4 Закона предусмотрено, что одним из оснований принятия уполномоченным органом решения о невозможности организации деятельности по уходу и помощи является непредставление документов, предусмотренных перечнем, определенным уполномоченным органом.

В силу ст. 5 Закона лицу, осуществляющему уход и помощь нетрудоспособному гражданину, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3000 рублей за каждого нетрудоспособного гражданина. Ежемесячное вознаграждение лицу, осуществляющему уход и помощь нетрудоспособному гражданину, назначается решением государственного учреждения Республики Коми, определенного Правительством Республики Коми, на срок действия договора со дня его заключения независимо от факта совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.

Распоряжением Правительства РК от 31.07.2009 N 288-р Агентство Республики Коми по социальному развитию определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по организации деятельности по уходу и помощи нетрудоспособным гражданам, а также по осуществлению контроля за деятельностью по уходу и помощи нетрудоспособному гражданину.

Приложением № 2 к Закону, утвержденным приказом Агентства РК по социальному развитию от 30 июля 2009 года № 1111, установлен перечень документов, предоставляемых нетрудоспособным гражданином (граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды I и II групп), желающим получать уход и помощь в соответствии с Законом Республики Коми "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми", который включает заключение лечебного учреждения о нуждаемости нетрудоспособного гражданина в стационарном социальном обслуживании и отсутствии медицинских противопоказаний для стационарного социального обслуживания.

Агентством РК по социальному развитию разработан порядок медицинского освидетельствования, в том числе формы медицинских документов, включая формы медицинских заключений о состоянии здоровья граждан в рамках действия Закона Республики Коми от 06.07.2009 N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми", информационное письмо по вопросу медицинского освидетельствования граждан до внесения изменений в приказ Агентства РК по социальному развитию ** ** ** ... направлено государственным (муниципальным) органам (учреждениям) здравоохранения.

Приказ Агентства РК по социальному развитию ** ** ** ... о внесении изменений в приказ Агентства РК по социальному развитию ** ** ** ... возвращен без государственной регистрации в связи с неправомочностью субъекта РФ по утверждению форм медицинских документов.

В соответствии с п.п. 5.2.100.1 п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ принятие нормативных правовых актов о порядке организации статистического учета и отчетности в организациях здравоохранения, инструкциях по их заполнению относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ.

Минздрав РК в адрес Минздравсоцразвития РФ ** ** ** и <данные изъяты> направил письмо с просьбой о предоставлении разъяснений о возможности разработки и утверждения в субъекте РФ форм медицинских документов, использования существующих форм медицинской документации (учетная форма ...) для реализации Закона Республики Коми от 06.07.2009 N 68-РЗ.

Истец в заявление просил признать незаконным бездействие Минздрава РК, который в течение 2 лет ожидает разъяснений Минздравсоцразвития РФ, при этом Законом 68-РЗ определен круг лиц, имеющих право на получение помощи, приказами Минздравсоцразвития РФ определены критерии установления групп инвалидности.

Исходя из того, что в силу ст. 56 ГПК РФ суд не вправе собирать доказательства, стороны сами обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на обоснование своих требований и возражений, тем самым реализуя принцип состязательности, суд счел возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.

Полномочия Минздрава РК определены в Положении о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденном Указом Главы РК от 17.09.2009 N 106 "О Министерстве здравоохранения Республики Коми".

Как установлено при рассмотрении дела, истцом при прохождении врачебной комиссии в МУ «...» не было получено медицинское заключение о нуждаемости в стационарном социальном обслуживании. Доказательств обращения истца с письменным заявлением в ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска о получении ухода и помощи в материалы дела не представлено.

На заявление истца МУ «...» предоставило ответ, из которого следует, что заключение о нуждаемости в стационарном социальном обслуживании может быть выдано при наличии утвержденной формы медицинской документации, для решения вопроса о наличии показаний к стационарному социальному обслуживанию не подлежит применению приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

Принятие нормативных правовых актов о порядке организации статистического учета и отчетности в организациях здравоохранения, инструкциях по их заполнению не относится к полномочиям Минздрава РК. Кроме того, Минздрав РК не является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по организации деятельности по уходу и помощи нетрудоспособным гражданам, а также по осуществлению контроля за деятельностью по уходу и помощи нетрудоспособному гражданину.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

В процессе рассмотрения дела истец иных требований, кроме изложенных в исковом заявлении требований к Минздраву РК, не заявлял.

В обоснование требований о взыскании в соответствии с Законом Республики Коми от 06.07.2009 N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми" недополученной суммы, истец указал, что за период ** ** ** он несет расходы по выплате вознаграждения лицу, осуществлявшему уход и помощь.

В материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что ** ** ** по приказу ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» ** ** ** Андреев Н.А. принят на обслуживание в отделение социального обслуживания на дому в соответствии с Законом РК от 31 декабря 2004 года № 84-РЗ «О социальном обслуживании населения в Республике Коми» на условиях полной оплаты. ** ** ** между Андреевым Н.А. и ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» заключен договор ... о предоставлении социального обслуживания на дому. Выплаченные по договору денежные суммы Андреев Н.А. не заявляет к взысканию, указав, что претензий к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» не имеет.

Поскольку в силу ст. 5 Закона выплата ежемесячного вознаграждения производится лицу, осуществляющему уход и помощь, а не нетрудоспособному гражданину, доказательств отказа уполномоченного органа в принятия решения о невозможности организации деятельности по уходу и помощи истцу, заключении договора между нетрудоспособным гражданином, лицом, осуществляющим уход и помощь, и государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения об осуществлении ухода и помощи в материалы дела не представлено, в иске Андрееву Н.А. о взыскании с Минздрава РК денежных средств следует отказать.

Требование о компенсации морального вреда истец основывает на том обстоятельстве, что ответчик нарушил его имущественные права из-за невыплаты вознаграждения осуществлявшего бы уход и помощь лица. Вместе с тем, нормы, регулирующие порядок и основания компенсации такого вреда, направлены на защиту личных неимущественных прав гражданина. В иске о взыскании компенсации морального вреда истцу следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Андреева Н.А. к Министерству здравоохранения РК, Агентству РК по социальному развитию, ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска, Министерству финансов РК о нарушении права на получение помощи по Закону № 68-РЗ, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Маркова Г.Н.

Председательствующий Маркова Г.Н.

Дело № 2-267/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.

при секретаре Дуркиной Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 января 2012 года дело по иску Андреева Н.А., Андреевой Д.Ф. к Министерству здравоохранения РК, Агентству РК по социальному развитию, ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска, Министерству финансов РК о нарушении права на получение помощи по Закону № 68-РЗ, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Андреев Н.А., Андреева Д.Ф. обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения РК о нарушении права на получение помощи по Закону № 68-РЗ, в обоснование которого указали, что ... отказала в выдаче заключения о нуждаемости в стационарном социальном обслуживании по причине отсутствия нормативных документов Минздрава РК. В соответствии с Законом Республики Коми от 06.07.2009 N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми" право на получение помощи имеют инвалиды I и II групп, нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в стационарном социальном обслуживании, проживающие одиноко (одиноко проживающая супружеская пара). Согласно критериев, определенных приказом Минздравсоцразвития РФ, ... имеют способность к передвижению и самообслуживанию ... степени.

Просили взыскать причиненный в результате бездействия ответчика материальный вред, состоящий в недополученной сумме лица, осуществлявшего бы уход и помощь, поскольку оплата производится за счет собственных средств, компенсацию морального вреда в размере по ... руб.

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.

Согласно записи акта о смерти ... ** ** ** Андреева Д.Ф. умерла ** ** **.

В соответствии со ст. 220, 224 – 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по иску Андреевой Д.Ф. к Министерству здравоохранения РК, Агентству РК по социальному развитию, ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Усинска, Министерству финансов РК о нарушении права на получение помощи по Закону № 68-РЗ, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда – прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Верховный суд РК через Сыктывкарский городской суд.

Председательствующий Маркова Г.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200