Дело № 2-2027/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд РК В составе председательствующего судьи Марковой Г.Н. При секретаре Дуркиной Г.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 05 мая 2011 года дело по заявлению Семенова А.В., Островского А.Б. на действия сотрудников УВД по г. Сыктывкару, МВД по РК, УСТАНОВИЛ: Семенов А.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару, в обосновании которого указал, что ** ** ** года во время проведения индивидуального пикета к В.В. подошли сотрудники милиции и потребовали проехать в отделение для беседы, в ответ на отказ сесть в автомобиль два сотрудника милиции с применением физической силы усадили В.В. в автомобиль. Семенов А.В. снимал задержание В.В. на фотоаппарат, после чего одетый в гражданскую форму одежды сотрудник милиции потребовал пройти с ним для беседы. С применением физической силы Семенов А.В. был помещен в пассажирский отсек автомобиля ... и доставлен в отдел милиции. В отделении милиции установлена его личность, после чего в ... час. ... мин. он был отпущен. Таким образом, в отделении содержался свыше 5 часов. Сотрудники милиции уклонялись от составления протокола, протокол по ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ был составлен после неоднократных требований. Семенов А.В. участия в проведении пикета не принимал, нарушений общественного порядка не допускал, задержание является незаконным. Задержание и доставление не требовалось, поскольку личность могла быть установлена на месте. Островский А.Б. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару, в обоснование которого указал, что ** ** ** года прибыл на перекресток улиц ... – ... для проведения индивидуального пикета. До того, как он развернул свой плакат, к нему подошли три человека и достали листы бумаги с нанесенными на них надписями. Указанные лица были задержаны сотрудниками милиции. Затем сотрудники милиции потребовали от Островского А.Б. проехать с ними для беседы в отделение милиции, под угрозой применения физической силы он подчинился требованиям сотрудников. Заявитель помещен в автомобиль марки ... и доставлен в отдел милиции. В отделении милиции установлена его личность, после чего он был отпущен. Таким образом, в отделении содержался свыше 5 часов. Сотрудники милиции уклонялись от составления протокола, протокол по ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ был составлен после неоднократных требований. Вместе с тем Островский А.Б. не успел начать проведение индивидуального пикета, плакат был развернут в ходе сопровождения в служебный автомобиль после задержания. В порядке ст. 151 ГПК РФ дела по указанным заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. В ходе рассмотрения дела Семенов А.В., Островский А.Б. просили признать незаконными действия сотрудников УВД по г. Сыктывкару, МВД по РК, выразившиеся в задержании, ограничении права на свободу передвижения и личную неприкосновенность, признать незаконными действия сотрудников УВД по г. Сыктывкару, МВД по РК, выразившиеся в не составлении протокола об административном задержании, незаконном задержании (ограничении свободы) свыше установленного срока. К участию в деле судом по ходатайству заявителей привлечено МВД по РК. В судебном заседании заявители участия не принимают. Представитель заявителей доводы заявлений поддержал в полном объеме. Представитель УВД по г. Сыктывкару с доводами жалобы не согласилась, показала, что доставляли в ОМ – 1 заявителей сотрудники МВД по РК. Представитель МВД по РК с доводами заявления не согласилась, указав, что сотрудникам органов внутренних дел предписано провести комплекс мероприятий в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, недопущения совершения террористических актов в период пребывания ** ** ** года объекта государственной охраны на территории г. Сыктывкара. В период временного пребывания объекта госохраны на территории г. Сыктывкара на перекрестке улиц ... и ... скопилась группа людей, многие из которых имели плакаты, в связи с чем у сотрудников милиции имелись основания считать проводимое пикетирование публичным мероприятием, основания полагать о наличии повода к возбуждению, в том числе и в отношении заявителей, дела об административном правонарушении за несанкционированное проведение массового пикета. Заявители были доставлены в здание ОМ-1, где с них были взяты объяснения, затем составлены протоколы об административных правонарушениях. Также заявила о пропуске заявителями срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ. Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке сторон. Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №... в отношении Островского А.Б., №... - в отношении Семенова А.В., суд приходит к следующему. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации). Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, ходатайства подлежат удовлетворению судом. Представитель заявителей по ходатайству представителя МВД по РК пояснил, что им была неизвестна ведомственная принадлежность лиц, осуществлявших задержание, ходатайствовал о восстановлении срока, в связи с чем суд полагает, что доводы, приведенные представителем заявителей, являются уважительными и процессуальный срок подлежит восстановлению. Судом установлено, что ** ** ** года Островский А.Б. и Семенов А.В. находились у дома ... по ул. ... г. Сыктывкара. Как следует из материалов дел об административном правонарушении в отношении заявителей, ** ** **. Островский А.Б. и Семенов А.В. возле дома №... по ул.... г.Сыктывкара участвовали в проведении публичного мероприятия в виде несанкционированного пикета и не выполнили законного требования сотрудника УВД по г.Сыктывкару о прекращении участия в публичном мероприятии, чем нарушили п.2 ч.3 ст.6 ФЗ №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно протоколу об административном правонарушении Семенов А.В. был доставлен в дежурную часть ОМ-1 УВД ** ** ** в ... часов, Островский А.Б. – в ... часов ... мин., вместе с тем согласно рапорта сотрудников ОБППС при УВД по г. Сыктывкару И.А. и К.К. Островский А.Б. доставлен в ОМ-1 в ... часов. Постановлениями мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара от ** ** ** г. производство по делам об административных правонарушениях в отношении Островского А.Б. и Семенова А.В., возбужденных по ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ, прекращены в ввиду отсутствия состава в их действиях административного правонарушения. Как следует из рапортов сотрудников ОБППС при УВД по г. Сыктывкару И.А. и К.К., из дежурной части поступил вызов проехать по адресу г. Сыктывкар, ул. ..., ..., где намечается пикет. Прибыв по указанному адресу, они увидели скопление людей в количестве около 20 человек, некоторые граждане развернули плакаты. Документов о разрешении на проведении пикета не представили. Совместно с сотрудниками ОУР МВД по РК для пресечения несанкционированного пикета и во избежание различного рода провокаций по указанию дежурной части УВД г. Сыктывкара для разбирательства и составления административных протоколов доставили в ОМ-1 А.А., С.С., М.А., В.В., А.И., Э.А., А.В., Островского А.Б., А.С. Допрошенный в качестве свидетеля сотрудник милиции М.Е. – пояснил, что по указанию начальника участковых составлял протоколы об административных правонарушениях в отношении лиц, которые проводили несанкционированный пикет, в том числе протокол в отношении Островского А.Б. Свидетели В.О., А.В., А.И. – пояснили, что несли службу по охране общественного порядка. У дома ... по ул. ... г. Сыктывкара находилась большая группа людей, некоторые стояли с плакатами, в том числе Островский А.Б., сворачивали и разворачивали их, переговаривались между собой, было очевидно, что готовится массовый пикет, в связи с чем приняли решение о доставлении заявителей в отдел милиции для разбирательства и составления протоколов об административном правонарушении. В ОМ-1 у доставленных брали объяснения, впоследствии сотрудники УВД г. Сыктывкара составили в отношении заявителей протоколы об административном правонарушении по ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ. Вместе с доставленными находились в здании ОМ-1 до ... часов. Свидетель А.З. суду показал, что группу людей с плакатами, собравшихся у дома ... по ул. ... г. Сыктывкара, доставили в ОМ-1, с Островским А.Б. беседовал около 1-2 часов, после чего около ... часов покинул здание ОМ-1. В соответствии со ст.2 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Указанным федеральным законом (ст. 7) предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ, в частности, организатор публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия. Как следует из пояснений допрошенных сотрудников МВД по РК, у дома ... по ул. ... находилась группа людей, многие из которых имели плакаты. Сотрудники милиции посчитали проводимое пикетирование публичным мероприятием, массовым пикетом без соблюдения уведомительной процедуры, усмотрели в действиях заявителей признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ, в связи с чем последние были доставлены для разбирательства и составления протоколов в отдел милиции. В силу ст. 2 Закона «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Согласно ст.10 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. №1026-1 милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана, в частности: предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах. В соответствии со ст.11 Закона «О милиции» для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, в том числе: требовать от граждан прекращения административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия; проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты. Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ); 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица. Мировым судьей вынесены постановления о прекращении возбужденных в отношении заявителей дел об административных правонарушениях по ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ ввиду отсутствия составов административных нарушений, вместе с тем сотрудники милиции, усмотрев в действиях заявителей признаки административного правонарушения, действовали согласно положениям Закона «О милиции», предприняли меры к пресечению выявленного нарушения, к доставлению лиц, причастных к проведению несанкционированного пикета, в отдел милиции для разбирательства и составления протоколов об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности. Согласно ст. 27.2 КоАП РФ доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе. В силу ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. (ст. 27.4 КоАП РФ). В силу ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 настоящей статьи. Как установлено при рассмотрении дела, для выяснения всех обстоятельств, пресечения административного правонарушения и составления протоколов об административных правонарушениях в отношении возможных участников несанкционированного пикета, к заявителям в соответствии с положениями ст. 27.1 ч. 1 КоАП РФ была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления. В силу ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержаться в специально отведенных для этого помещениях органов, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. В материалах дел об административных правонарушениях имеется запись о доставлении заявителей в отдел милиции, как следует из объяснений заявителей, они не помещались в специально отведенные помещения. Задержание на срок до 48 часов возможно только в случаях необходимости: для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения; если в отношении задерживаемого лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест (напр. ст. 7.27, 12.27 КоАП РФ). В данном случае имело место доставление, что отражено в протоколах об административных правонарушениях, в силу чего оснований для удовлетворения требований заявителей о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару, МВД по РК, выразившихся в задержании, не имеется; не подлежат удовлетворению требования о признании действий, выразившихся в не составлении протокола об административном задержании, ввиду не применения к заявителям такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, поскольку санкция статьи 20.2 ч. 1 КоАП РФ не предусматривает административного ареста, соответственно оснований для составления протокола об административном задержании не требовалось. В силу ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен составляться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу, ему разъясняются процессуальные права и обязанности, отбирается объяснение. Установлено, что заявители были доставлены в ОМ-1 для составления протокола об административном правонарушении в ... часов, препровождены в служебные автомобили органов внутренних дел – в ... часов ... минут, как следует из протоколов об административных правонарушениях объяснение у Островского А.Б. было отобрано в ... часов ... минут, у Семенова А.В. - в ... часов ... минут, что подтверждает доводы заявителей о составлении протоколов по истечении трех часов содержания в ОМ-1 и фактическом освобождении после ... часов. В силу ст. 20.2 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел. Суд находит, что ограничение свободы заявителей сверх установленного законом срока нашло свое подтверждение при рассмотрении дела, протоколы об административных правонарушениях в отношении них составлены спустя три часа после их доставления. При этом довод представителя УВД г. Сыктывкара об отсутствии возможности ранее ... часов составить протоколы об административном правонарушении в отношении заявителей судом во внимание не принимается, сотрудники УВД по г. Сыктывкару, МВД по РК имели возможность составления протоколов незамедлительно. Административное здание ОМ – 1 УВД по г. Сыктывкару является режимным объектом, заявители доставлены в отдел милиции сотрудниками МВД по РК, доказательств того, что сотрудники МВД по РК давали заявителям разрешение покинуть режимный объект, суду не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу, что заявители не могли беспрепятственно покинуть здание ОМ-1 после их доставления, кроме того, Островский А.Б. и Семенов А.В. были доставлены в ОМ-1 для составления протоколов об административном правонарушении, все это время находились в сопровождении сотрудников милиции, отпущены после составления протоколов. Заявители без законных оснований были лишены возможности свободно передвигаться, данные ограничения возникли в результате нарушения сроков составления протоколов как сотрудниками УВД по г. Сыктывкару, так и в результате бездействия сотрудников МВД по РК, доставивших заявителей в ОМ-1 и не предпринявших мер к своевременному составлению протоколов. Таким образом, требования заявителей о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару и МВД по РК об ограничении свободы свыше установленного законом срока подлежат удовлетворению, в остальной части требований следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия сотрудников УВД по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми, выразившиеся в ограничении свободы Семенова А.В., Островского А.Б. свыше установленного законом срока. В удовлетворении требований Семенова А.В., Островского А.Б. о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару, МВД по РК, выразившихся в задержании и ограничении права на свободу передвижения и личную неприкосновенность, не составлении протокола об административном задержании – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд РК. Председательствующий Г.Н. Маркова Председательствующий Г.Н. Маркова