О признании действий незаконными



Дело № 2-1147/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Поповой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

01 февраля 2012 года гражданское дело по иску Малыгина С.В. к начальнику ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми Ракитину И.Б., ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий, обязательстве принять продуктовую передачу,

установил:

Малыгин С.В. обратился в суд с иском к начальнику ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми Ракитину И.Б. о признании действий незаконными, обязательстве принять продуктовую передачу в виде двух килограммов семечек.

В обоснование исковых требований Малыгин С.В. указал, что 01.12.2011 г. ему была привезена продуктовая передача весом 20 кг. При приеме данной передачи инспектор не принял ее в полном объеме, вычеркнув из списка продуктов два килограмма семечек. Истец полагает данные действия незаконными, поскольку семечки не входят в перечень продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

На основании ст.40 ГПК РФ в связи с характером спорного правоотношения к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Малыгина С.В.

Представитель истца Андреев А.А. и представитель ответчика в суд также не явились, извещены, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Малыгин С.В. отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми.

30.11.2011 г. к начальнику ФКУ ИК-1 обратился А.А., который просил принять для осужденного Малыгина С.В. продуктовую передачу. При этом в перечне передаваемых Малыгину С.В. вещей было указано 2 кг семечек, которые не были приняты для передачи со ссылкой на то, что это противоречит рекомендуемому ассортиментному перечню продуктов питания, разрешенных для передачи в следственные изоляторы, исправительные колонии.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти и к должностному лицу.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.

Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц. Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством.

В соответствии с п.1 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей регламентируются и конкретизируются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 г. №205.

Указанные Правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством (п.2).

Пунктом 4 примечаний приложения №1 к Правилам на начальника учреждения возложены полномочия определять количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, их общий вес. Данная норма относится к приложению №1 Правил, устанавливающим Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещено иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы /п.7 примечаний/.

08.06.2010 г. начальником ГУФСИН России по Республике Коми был утвержден и согласован с Главным государственным санитарным врачом ГУФСИН России по Республике Коми «Рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, разрешенных для передачи в следственные изоляторы, исправительные колонии», в который, в том числе входят сухофрукты: изюм, орехи очищенные, курага, инжир, бананы, чернослив, семечки очищенные.

Кроме того, 09.12.2011 г. начальником ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми в целях обеспечения надлежащего порядка в жилых помещениях, а также в связи с недопущением неудовлетворительного санитарного состояния на спальных местах был издан приказ ..., согласно которому запрещен прием в посылках, передачах и бандеролях семечек, за исключением очищенных, орехов в скорлупе.

По убеждению суда, «Рекомендуемый ассортиментный перечень продуктов питания, разрешенных для передачи в следственные изоляторы, исправительные колонии», а также и приказ №415 были изданы в полном соответствии с требованиями п.4 примечания к Перечню вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (Приложение №1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений).

Рекомендуемый ассортиментный перечень соответствует действующему законодательству и не нарушает права Малыгина С.В., отбывающего наказание в исправительном учреждении.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что истцом суду не представлено доказательств того, что ему передавались семечки очищенные, суд находит не подлежащими удовлетворению требования Малыгина С.В. к начальнику ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми Ракитину И.Б., ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми о признании действий незаконными, обязательстве принять продуктовую передачу в виде двух килограммов семечек.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Малыгину С.В. в удовлетворении исковых требований к начальнику ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми Ракитину И.Б., ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми о признании действий незаконными, обязательстве принять продуктовую передачу в виде двух килограммов семечек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

-32300: transport error - HTTP status code was not 200