Дело № 2-550/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Смолевой И.В. при секретаре Тимушевой Е.В. с участием представителей заявителя Кругловой О.А., Нитченко А.А., представителя заинтересованного лица Колпащикова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 06 февраля 2012 года гражданское дело по заявлению местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» об оспаривании действий администрации МО ГО «Сыктывкар», У С Т А Н О В И Л: 12 августа 2011 года в администрацию МО ГО «Сыктывкар» поступило уведомление местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» о проведении 23 августа 2011 года с 16:00 до 21:00 публичного мероприятия в форме митинга на баскетбольной площадке, расположенной около дома № 59 по ул. Коммунистической г. Сыктывкара. Письмом администрации МО ГО «Сыктывкар» местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» было предложено перенести публичное мероприятие в район ул. Лесопарковой, поскольку на площадке во дворе дома № 59 по ул. Коммунистической г. Сыктывкара находится газораспределительный пункт № 9 ОАО «Комигаз», в связи с чем проведение публичного мероприятия в указанном месте создает угрозу безопасности его участников. 19 августа 2011 года местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» в администрацию МО ГО «Сыктывкар» было подано письменное уведомление, в котором было указано на незаконность требования о переносе места проведения публичного мероприятия. 15 августа 2011 года в администрацию МО ГО «Сыктывкар» поступило уведомление местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» о проведении 25 августа 2011 года с 16:00 до 21:00 публичного мероприятия в форме митинга на футбольном поле по ул. Магистральной г. Сыктывкара. Письмом администрации МО ГО «Сыктывкар» местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» было предложено предоставить точный адрес площадки, на которой предполагается проведение заявленного публичного мероприятия. 19 августа 2011 года местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» в администрацию МО ГО «Сыктывкар» было подано письменное уведомление, в котором было указано на незаконность требования письма администрации МО ГО «Сыктывкар» . 15 августа 2011 года в администрацию МО ГО «Сыктывкар» поступило уведомление местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» о проведении 26 августа 2011 года с 16:00 до 21:00 публичного мероприятия в форме митинга на площадке, расположенной рядом с ГУ «Государственный театр оперы и балета Республики Коми». Письмом администрации МО ГО «Сыктывкар» местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» было предложено перенести место проведения заявленного публичного мероприятия в район ул. Лесопарковой г. Сыктывкара в связи с проведением ООО «Риторг» и ООО «Спецавтохозяйство» работ по механической уборке и благоустройству территории, заявленной в уведомлении о проведении публичного мероприятия. 19 августа 2011 года местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» в администрацию МО ГО «Сыктывкар» было подано письменное уведомление, в котором было указано на незаконность требования о переносе места проведения публичного мероприятия. 15 августа 2011 года в администрацию МО ГО «Сыктывкар» поступило уведомление местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» о проведении 27 августа 2011 года с 16:00 до 21:00 публичного мероприятия в форме митинга на центральной площадке в парке им. Кирова г. Сыктывкара. Письмом администрации МО ГО «Сыктывкар» местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» было предложено перенести место проведения заявленного публичного мероприятия в район ул. Лесопарковой г. Сыктывкара в связи с установкой на заявленной для проведения публичного мероприятия территории скейтбордных спортивных конструкций и проведения молодёжных тренировок и мини-соревнований скейтбордистов. 19 августа 2011 года местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» в администрацию МО ГО «Сыктывкар» было подано письменное уведомление, в котором было указано на незаконность требования о переносе места проведения публичного мероприятия. Местная религиозная организация христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий администрации МО ГО «Сыктывкар» по отказу в проведении публичного мероприятия из-за расположения газораспределительного пункта на территории, указанной в уведомлении от 12 августа 2011 года, по предоставлению ложных сведений о том, что по указанному в уведомлении адресу невозможно определить точное место проведения мероприятия, о проведении работ по механической уборке и благоустройству территории, заявленной в уведомлении, по предъявлению не основанных на законе требований к оформлению уведомления о проведении публичного мероприятия, по отказу в проведении публичного мероприятия в связи с проведением работ по механической уборке и благоустройству территории, заявленной в уведомлении, по отказу в проведении публичного мероприятия местной религиозной организацией христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» и согласования концерта другой организации, по отказу в проведении публичного мероприятия в связи с установкой на заявленной территории скейтбордных спортивных конструкций и проведением молодёжных тренировок и мини-соревнований скейтбордистов, по завершению процесса согласования места для проведения публичного мероприятия через игнорирование запросов, по препятствованию осуществлению права на проведение публичного мероприятия. Администрацией МО ГО «Сыктывкар» представлены письменные возражения на заявление, в которых указано, что доказательств противоправности действий администрации города заявителем не представлено, со стороны администрации МО ГО «Сыктывкар» отсутствуют какие-либо действие, нарушающие права и свободы заявителя. 06 февраля 2012 года требования заявителя были уточнены. В ходатайстве об уточнении заявленных требований местная религиозная организация христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» просит признать незаконными действия администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившиеся в отказе в проведении публичного мероприятия из-за расположения газораспределительного (газорегуляторного) пункта на территории, указанной в уведомлении; несогласовании мероприятия из-за невозможности со стороны администрации определить точное место его проведения; отказе в проведении публичного мероприятия в связи с проведением работ по механической уборке и благоустройству территории, заявленной в уведомлении; отказе в проведении публичного мероприятия и согласовании концерта другой организации; отказе в проведении публичного мероприятия в связи с установкой на заявленной территории скейтбордных спортивных конструкций и проведением молодёжных тренировок и мини-соревнований скейтбордистов; в предложении изменить место проведения мероприятия на район ул. Лесопарковая; в непредоставлении ответов на четыре запроса от 19 августа 2011 года о согласовании публичных мероприятий 23, 25, 26 и 27 августа 2011 года. В судебном заседании представители заявителя Круглова О.А., Нитченко А.А. поддержали перечисленные требования и доводы поданных в суд заявлений. Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Колпащиков А.А. просил отказать в удовлетворении заявления. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Митингом, в свою очередь, признаётся массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. К организации публичного мероприятия относится подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона). Частью 1 ст. 7 Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При этом, согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона, в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: - цель публичного мероприятия (п. 1); - форма публичного мероприятия (п. 2); - место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств (п. 3); - дата, время начала и окончания публичного мероприятия (п. 4); - предполагаемое количество участников публичного мероприятия (п. 5); - формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия (п. 6); - фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона (п. 7); - фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия (п. 8); - дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (п. 9). Как установлено п. 1 ст. 8 Федерального закона, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: - территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности (п. 1); - путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи (п. 2); - территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 3); - пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (п. 4). В ч. 1 ст. 12 Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: - документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (п. 1); - довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона (п. 2); - в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия (п. 3); - довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия (п. 4); - обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи (п. 5); - информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются (п. 6); - при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны (п. 7). Газорегуляторный пункт № 9 ОАО «Комигаз», расположенный на площадке во дворе дома № 59 по ул. Коммунистической г. Сыктывкара, в соответствии с Приложением № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является опасным производственным объектом. Как предусмотрено подп. «г» п. 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878, для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны; в частности, вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов – в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Согласно ответу Филиала ОАО «Комигаз» в г. Сыктывкаре на запрос суда, проведение каких-либо мероприятий (в том числе с использованием музыкальных инструментов и звукоусиливающей музыкальной аппаратуры) за пределами данной зоны не запрещено действующим законодательством в области газораспределения. Заявителем было направлено в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» уведомление о согласовании проведения митинга 23 августа 2011 года на территории баскетбольной площадки во дворе дома № 59 по ул. Коммунистической г. Сыктывкара. Газорегуляторный пункт № 9 ОАО «Комигаз» непосредственно на указанной территории не расположен. Соответственно, наличие около баскетбольной площадки, расположенной во дворе дома № 59 по ул. Коммунистической г. Сыктывкара, газорегуляторного пункта № 9 ОАО «Комигаз», являющегося технологическим устройством, предназначенным для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях, при проведении на указанной территории митинга, подразумевающего массовое присутствие людей, не требовало соблюдения специальных правил техники безопасности, нарушение которых может создать угрозу безопасности участников публичного мероприятия, ввиду чего предложение администрации МО ГО «Сыктывкар» о переносе места проведения митинга в район ул. Лесопарковой не основано на законе. В то же время судом признаются законными действия администрации МО ГО «Сыктывкар» по предложению местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» предоставить точный адрес площадки по ул. Магистральной г. Сыктывкара, на которой предполагается проведение заявленного публичного мероприятия, поскольку футбольное поле по ул. Магистральной г. Сыктывкара не является конкретизированным местом проведения публичного мероприятия, заявителем не была указана привязка данной площадки к соответствующему, имеющему нумерацию объекту (дому) по ул. Магистральной. Ввиду чего заявителю на основании п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» было обоснованно предложено привести поданное уведомление в соответствии с требованиями названного Федерального закона. Довод местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» о том, что в июле 2011 года администрацией МО ГО «Сыктывкар» было согласовано проведение митинга на футбольном поле по ул. Магистральной г. Сыктывкара, судом признан необоснованным, поскольку согласование в июле 2011 года администрацией МО ГО «Сыктывкар» данной площадки для проведения митинга не имеет правого значения в рассматриваемом случае, так как поданное заявителем 15 августа 2011 года уведомление о проведении митинга не соответствует требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в части указания места проведения публичного мероприятия. Предложение администрации МО ГО «Сыктывкар», содержащееся в письме от 17 августа 2011 года исх. № 01-16/8037, о переносе места проведения 26 августа 2011 года заявленного публичного мероприятия в район ул. Лесопарковой г. Сыктывкара в связи с проведением ООО «Риторг» в августе 2011 года работ по механической уборке и благоустройству территории – площадки возле ГУ «Государственный театр оперы и балета Республики Коми» - в рамках муниципального контракта для подготовки указанной территории к разрешенному на основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» проведению 27 августа 2011 года мероприятия «Творческая суббота» на Театральной площади не может быть признано обоснованным. Так, из анализа положений муниципального контракта , заключенного между ООО «Риторг» и УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар», следует, что в нём не определено конкретное время, когда ООО «Риторг» должно выполнять работы, обусловленные данным контрактом. Соответственно, время выполнения данных работ определяется по усмотрению ООО «Риторг», и работы могут производиться в любое время. Довод заявителя о том, что в период времени с 16:00 до 21:00 26 августа 2011 года около здания ГУ «Государственный театр оперы и балета Республики Коми» уборка не производилась, подтвержден допрошенной в качестве свидетеля Г.А. . Вместе с тем указанный довод не опровергнут администрацией МО ГО «Сыктывкар», на которую возложена обязанность доказать наличие законных оснований для отказа в согласовании времени проведения 26 августа 2011 года митинга на территории около здания ГУ «Государственный театр оперы и балета Республики Коми». Документов, подтверждающих, что ООО «....» администрацией МО ГО «Сыктывкар» было поручено проведение работ по уборке территории Театральной площади конкретно 26 августа 2011 года в период времени с 16:00 до 21:00 для подготовки указанной территории к проведению мероприятия «Творческая суббота», администрацией МО ГО «Сыктывкар» не представлено. Довод заявителя о согласовании администрацией МО ГО «Сыктывкар» проведения в период с 16:00 до 21:00 26 августа 2011 года на площадке около ГУ «Государственный театр оперы и балета Республики Коми» концерта судом отвергнут, поскольку такое согласование не производилось. В то же время является обоснованным предложение администрации МО ГО «Сыктывкар», содержащееся в письме от 17 августа 2011 года исх. № 01-16/8036, о переносе места проведения 26 августа 2011 года заявленного публичного мероприятия в связи с установкой на заявленной для проведения публичного мероприятия территории – центральной площадке парка им. Кирова - скейтбордных спортивных конструкций и проведения молодёжных тренировок и мини-соревнований скейтбордистов, поскольку занятие скейтбордингом, являющимся экстремальным видом спорта, требует значительной территории, а массовое присутствие людей, наблюдающееся при митинге, может создать препятствия для занятия указанным видом спорта, привести к травматизму спортсменов и митингующих в условиях ограниченности спортивной площадки. Изложенный вывод подтверждается и просмотром представленной заявителем записи проведения митингов на центральной площадке парка им. Кирова в период установки в парке скейтбордных спортивных конструкций, из которой следует, что ограждение лентой территории проведения митинга при эксплуатации скейтбордных спортивных конструкций не обеспечивает соблюдения специальных правил безопасности спортсменов и участвующих в митинге. Предложение администрации перенести проведение мероприятия в район ул. Лесопарковой г. Сыктывкара следует признать незаконным, учитывая при этом следующее. Уведомление администрации МО ГО «Сыктывкар» о переносе проведения публичного мероприятия в район ул. Лесопарковой не содержит конкретного места возможного проведения публичного мероприятия, что в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не является допустимым. Давая пояснения в судебном заседании о наличии предложения провести митинг на пейнтбольном поле, расположенном на ул. Лесопарковой, представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» не только не представил доказательств наличия такого предложения, но и не указал на карте возможное место проведения мероприятия. Улица Лесопарковая в значительной мере окружена лесным массивом, ввиду чего предложение переноса митинга в данный район не отвечает целям публичного мероприятия, определённым в ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ. В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Из статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» следует, что изменение места проведения публичного мероприятия может быть произведено по согласованию с органом местного самоуправления. Закон не предусматривает обязательного рассмотрения органом местного самоуправления заявлений о несогласии с предложениями об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, предложениями об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона. Отсутствие ответов администрации МО ГО «Сыктывкар» на письма заявителя о несогласии с предложениями об изменении места проведения публичного мероприятия свидетельствует о недостижении сторонами согласования по вопросу о проведении публичного мероприятия. Соответственно, довод заявителя о незаконности действий администрации МО ГО «Сыктывкар» по завершению процесса согласования места для проведения публичного мероприятия через игнорирование запросов является несостоятельным. Отсутствие ответов на запросы местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» не нарушает права и свободы граждан; не создаёт препятствия к осуществлению ими прав и свобод, в том числе по оспариванию в судебном порядке отказа в согласовании публичного мероприятия. Ввиду чего следует отказать заявителю в удовлетворении заявления о признании незаконным непредоставления ответов на четыре запроса местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» от 19 августа 2011 года. В связи с тем, что в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ администрация МО ГО «Сыктывкар» освобождена от уплаты государственной пошлины, при частичном удовлетворении требований заявителя уплаченная им государственная пошлина в размере ... руб. подлежит возврату из бюджета. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ администрации МО ГО «Сыктывкар» в согласовании местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» проведения митинга 23 августа 2011 года на территории баскетбольной площадки во дворе дома № 59 по ул. Коммунистической г. Сыктывкара; проведении 26 августа 2011 года митинга на территории около здания ГУ «Государственный театр оперы и балета Республики Коми»; предложении проведения публичного мероприятия на ул. Лесопарковой. Отказать местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» об оспаривании действий администрации МО ГО «Сыктывкар» в остальной части заявления. Возвратить из бюджета местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» уплаченную на основании платёжного поручения государственную пошлину в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия. Председательствующий И.В. Смолева