Об оспаривании дейсвий органа власти



Дело № 2-1614/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Литиковой М.Е.,

с участием представителей заявителя Кругловой О.А., Мишариной Е.С.,

представителя ответчика Садикова А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

28 февраля 2012 года гражданское дело по заявлению Нитченко А.А. об оспаривании действий (бездействия) Администрации МО ГО «Сыктывкар»,

установил:

Нитченко А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными отказ в проведении митинга из-за проведения пикета на заявленной территории, отказ в скрытой форме в проведении публичного мероприятия путем ограничения его публичности через предоставление в качестве альтернативы места, не адекватного заявленному по социально-политическому значению, предъявление невыполнимых требований к оформлению документов в процессе согласования публичного мероприятия, затягивание процесса согласования публичного мероприятия.

В дальнейшем Нитченко А.А. уточнил заявленные требования, просил признать незаконным отказ Администрации МО ГО «Сыктывкар» в проведении публичного мероприятия 20.10.2011 г. из-за проведения другого публичного мероприятия на заявленной территории /на площадке рядом с ГУ «...»/, признать незаконным предложение от 11.10.2011 г. перенести публичное мероприятие в район ул...., признать незаконным бездействие Администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в несвоевременном направлении ответа на обращение от 13.10.2011 г.

В судебном заседании представители заявителя поддержали требования Нитченко А.А. Представитель ответчика с заявлением не согласился.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По делу установлено, что 07.10.2011 г. Нитченко А.А. совместно с Кругловой О.А. подал в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» уведомление о проведении публичного мероприятия, в котором было указано, что Нитченко А.А. намерен провести публичное мероприятие в форме митинга на площадке рядом с ГУ «...» 20.10.2011 г. с 15:00 до 20:00 с предполагаемым количеством участников ... человек.

Целью публичного мероприятия было указано свободное выражение и формирование мнения по вопросам социальной жизни, прав, гарантированных статьей 38 Конституции РФ: необходимости укрепления семьи, ответственного отношения к воспитанию, заботы о детях, заботы о престарелых родителях с точки зрения христианских семейных ценностей.

В уведомлении также указано, что при проведении митинга планируется использование музыкальных инструментов, звукоусиливающей и музыкальной аппаратуры, уровень звука которых не будет превышать установленные в РФ нормы.

Письмом от 11.10.2011 г. ... Администрация МО ГО «Сыктывкар» уведомила заявителя, что в связи с ранее поданной заявкой Коми республиканского регионального отделения политической партии «...» на указанной в уведомлении территории (площадка рядом с ГУ «...») будет проводиться публичное мероприятие в форме пикета.

Заявителю предложено перенести публичное мероприятие в район ул.... в указанное им время.

13.10.2011 г. Нитченко А.А. представил в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» ответ на указанное письмо, в котором указал, что отказ в проведении публичного мероприятия в форме митинга 20.10.2011 г. на площадке рядом с ГУ «...» не основан на законе; настаивал на проведении мероприятия в заявленном месте либо предложить ему альтернативное место в центре города Сыктывкара для проведения митинга, а не окраину города, которой является район ул.... и парк им.Кирова.

Письмом Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 19.10.2011 г. заявителю предложено перенести публичное мероприятие на площадку возле ТЦ «Детский мир» в указанное им время.

20.10.2011 г. Нитченко А.А. представил в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» ответ о принятии указанного предложения. В тот же день Администрацией МО ГО «Сыктывкар» было согласовано проведение публичного мероприятия в форме митинга 20.10.2011 г. на площадке перед ТЦ «...» с 15:00 до 20:00.

Также судом установлено, что 07.10.2011 г. Коми республиканским региональным отделением политической партии «...» в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования 20.10.2011 г. с 16:00 до 18:00 на ....

Целью публичного мероприятия указано распространение газеты «...».

Указанное уведомление Коми республиканского регионального отделения политической партии «...» было согласовано Администрацией МО ГО «Сыктывкар».

В силу статьи 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статьей 11 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» предусмотрено, что каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования был издан Федеральный закон от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно ст.ст.5, 7 указанного Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия /ст.8/.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.04.2009 г. №484-О-П, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий – свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера.

Понятие «мотивированное предложение» – по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия «согласование», то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. Такие нормативные характеристики положения о цели публичного мероприятия (п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), как свобода публичного мероприятия (отсутствие внешнего давления), формирование мнений (а не простое их провозглашение) и выдвижение требований политического свойства, предполагают наличие обратной коммуникативной связи (прямой или опосредованной, в том числе через средства массовой информации) между участниками публичного мероприятия и теми субъектами, кому оно адресовано.

Положение части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Заявители же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.

В силу положений ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

По убеждению суда, в рассматриваемом случае предложение Администрации МО ГО «Сыктывкар» изменить место проведения публичного мероприятия в связи с проведением на площадке у ГУ «...» пикетирования Коми республиканским региональным отделением политической партии «...» является мотивированным предложением по смыслу данной дефиниции в ее конституционно-правовом истолковании. Соответственно, действия Администрации МО ГО «Сыктывкар» в данной части являлись законными и обоснованными.

В этой связи суд также учитывает, что в данном случае по итогам проведенной сторонами переписки было согласовано проведение публичного мероприятия в форме митинга 20.10.2011 г. на площадке перед ТЦ «...» с 15:00 до 20:00 и фактически указанное мероприятие было Нитченко А.А. проведено.

Вместе с тем, предложение перенести публичное мероприятие в район ул.... г.Сыктывкара судом признается незаконным, поскольку предложенное место является отдаленной городской окраиной, расположенной за железнодорожным вокзалом, и в силу своего географического положения не отвечает принципу обеспечения адекватности социально-политическому значению планируемого публичного мероприятия, указанное предложение необоснованно вторгается в свободу усмотрения организатора публичного мероприятия определять место его проведения сообразно имеющимся намерениям по формированию и выражению мнений по вопросам социальной жизни.

Судом также учитывается, что ул.... имеет большую протяженность, тогда как предложение Администрации МО ГО «Сыктывкар» относительно места проведения публичного мероприятия надлежащим образом в ответе не было конкретизировано.

Рассматривая требование заявителя о признании незаконным бездействия Администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившегося в несвоевременном направлении ответа на обращение от 13.10.2011 г., суд находит его подлежащим удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае письмом Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 19.10.2011 г., направленном в ответ на уведомление от 13.10.2011 г., заявителю предложено перенести публичное мероприятие на площадку возле ТЦ «...» в указанное им время, тогда как подпунктом 2 п.1 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В данном случае указанный срок /в течение трех дней со дня получения уведомления/ Администрацией МО ГО «Сыктывкар» был нарушен.

Поскольку в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ /в ред. Федерального закона от 27.12.2009 г. №374-ФЗ/ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, суд полагает необходимым возвратить из бюджета оплаченную Нитченко А.А. при обращении в суд государственную пошлину в размере ... руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Нитченко А.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным предложение Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 11.10.2011 г. перенести публичное мероприятие 20.10.2011 г. в район ул.....

Признать незаконным бездействие Администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в несвоевременном направлении ответа на обращение от 13.10.2011 г.

Отказать Нитченко А.А. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Администрации МО ГО «Сыктывкар» в проведении публичного мероприятия 20.10.2011 г. из-за проведения другого публичного мероприятия на заявленной территории /на площадке рядом с ГУ «...»/.

Возвратить Нитченко А.А. сумму государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в Сыктывкарский городской суд на основании чек-ордера ... от 26.12.2011 г., в размере ... рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

-32300: transport error - HTTP status code was not 200