Дело № 2-2532/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Смирнова А.Г. при секретаре Климовой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 15 марта 2012 года гражданское дело по заявлению Сивиргина В.П. об оспаривании представления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, У С Т А Н О В И Л: Сивиргин В.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании представления от 25 января 2012 года УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора. Указывает, что с 10 января 2012 года по 23 января 2012 года проведена должностными лицами УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора внеплановая документальная проверка в отношении железнодорожной станции Сыктывкар по исполнению ранее выдававшегося предписания от 25 мая 2011 года. По результатам проверки был составлен акт и вынесено представление об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. Считает незаконным указанное представление, поскольку у него отсутствовала обязанность по выполнению требований, указанных в предписании от 25 мая 2011 года, а также представление было внесено ненадлежащему должностному лицу. В судебном заседании Сивиргин В.П., его представитель заявление поддержали. Представитель УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора с заявлением не согласен, представил письменный отзыв. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. На основании распоряжения Врио начальника УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 30 декабря 2011 года в период времени с 10 января 2012 года по 23 января 2012 года проведена внеплановая документальная проверка железнодорожной станции Сыктывкар Сосногорского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «...». С указанным распоряжением и порядком проведения проверки ... Сыктывкар Сивиргин В.П. был ознакомлен 11 января 2012 года. В соответствии с актом проверки от 23 января 2012 года в ходе проведения проверки выявлены нарушения, а именно, невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства РФ; непредставление информации о выполнении пунктов 1-7 предписания от 25 мая 2011 года по запросу от 16 декабря 2011 года в срок, установленный п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Постановлением должностного лица УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 25 января 2012 года Сивиргин В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ. Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 марта 2012 года указанное постановление от 25 января 2012 года в отношении Сивиргина В.П. отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 10 КоАП РФ, в отношении Сивиргина В.П. прекращено. Как установлено материалами дела, предписанием от 25 мая 2011 года, вынесенным должностным лицом УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в отношении ... Сыктывкар Сивиргина В.П., последнему было предписано в срок до 12 декабря 2011 года устранить нарушения требований в области транспортной безопасности, а именно – разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Сыктывкар; разработать порядок взаимодействия и информирования территориального компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС; разработать номенклатуру (перечень) должностей работников ОТИ, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ, номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, обеспечение видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС, установить конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается, конфигурации и границ территории или части ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), а также критических элементов ОТИ или ТС, конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, оснастить станцию Сыктывкар инженерно-техническими системами, воспрепятствующими несанкционированному проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ, разработать положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режиме на станции Сыктывкар. Согласно пунктам 1.5, 1.6 Положения о железнодорожной станции, утвержденного распоряжением ОАО "..." от 31 мая 2011 года , железнодорожные станции, являющиеся структурными подразделениями Дирекции управления движением, осуществляют экономическую и хозяйственную деятельность, а также прием и увольнение работников. Экономическое и хозяйственное обслуживание, а также прием и увольнение работников железнодорожных станций, не являющихся структурными подразделениями, осуществляют Дирекции управления движением, Центры или станции – структурные подразделения Дирекции управления движением. В соответствии с приказом ОАО "..." от ** ** ** года в составе филиала ОАО "..." "Центральная дирекция управления движением" в качестве структурного подразделения включена Северная дирекция управления движением, в составе которой, в свою очередь, также на правах структурного подразделения включен Сосногорский центр организации работы железнодорожных станций. Согласно пунктам 27, 34 Положения о Сосногорском центре организации работы железнодорожных станций, утвержденного начальником Северной дирекции управления движением от 9 декабря 2010 года, Сосногорский центр, в состав которого входит Сыктывкарская станция, осуществляет работу по укомплектованию штата, формированию кадрового резерва, обеспечивает железнодорожные станции материально-техническими ресурсами, формирует заявки на их поставку. Согласно сведениям начальника Сосногорского центра железнодорожные пути, объекты недвижимости по станции Сыктывкар находятся на балансе Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги – филиала ОАО "...". На основании приказа Филиала ОАО "ОЖД" "..." от ** ** ** года, с 1 января 2012 года станция Сыктывкар вошла в состав Сольвычегодского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северной дирекции управления движения. На основании приказа ОАО « ....» от 31.12.2010 г. Сивиргин В.П. переведен на должность начальника железнодорожной станции Сыктывкар. В соответствии с должностной инструкцией ... Сивиргина В.П., начальник железнодорожной станции несет персональную ответственность за организацию и обеспечение безопасности движения поездов. Таким образом, железнодорожная станция Сыктывкар не является структурным подразделением ОАО ".....", входит в состав структурного подразделения Сольвычегодский центр организации работы железнодорожных станций, самостоятельно не осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе не осуществляет обеспечение материально-техническими ресурсами, прием и увольнение работников станции. Согласно разделу 5 требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2011 года № 43, субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе положение (устав) подразделений транспортной безопасности ОТИ и/или ТС субъекта транспортной инфраструктуры (при наличии таких подразделений), номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС. Приказом ОАО "...." от ** ** ** года утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "....", согласно пунктами 11, 12 которого выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта организуется филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "....", в ведении которых наводятся эти объекты. Координацию и контроль за состоянием защищенности от актов незаконного вмешательства осуществляют региональные центры безопасности. На основании распоряжения Сольвычегодского центра организации работы железнодорожных станций Северной дирекции управления движением от ** ** ** года № 3 в целях обеспечения плановой работы по обеспечению транспортной безопасности железнодорожных объектов создана рабочая группа по обеспечению транспортной безопасности, в состав которой начальники станций не включены. Названным распоряжением начальникам станций вменено определить пофамильной список работников станции, имеющих право пребывания на критических элементах ОТИ . Во исполнение распоряжения, Севергиным В.П. издано соответствующее распоряжение от 11 января 2012 года "О мерах по обеспечению транспортной безопасности", утвердив список работников с правом пребывания на всех критических элементах ОТИ. Таким образом, начальник железнодорожной станции Сыктывкар Севергин В.П. как на момент вынесения представления об устранении нарушений от 25 мая 2011 года, так и на момент вынесения представления об устранении причин и условий административного правонарушения от 25 января 2012 года не являлся уполномоченным должностным лицом, ответственным за организацию выполнения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, указанных в представлении от 25 мая 2011 года, поскольку сама станция, не являясь структурным подразделением, не наделена полномочиями по организации обеспечения транспортной безопасности, будучи ответственной лишь за исполнение названных мер. Согласно ст. 29.13 КоАП РФ орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление. 25 января 2012 года государственным транспортным инспектором УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора П.В. на имя начальника железнодорожной станции Сыктывкар внесено представление об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. Указано, что выявлены следующие причины административного правонарушения: отсутствие плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Сыктывкар; отсутствие порядка взаимодействия территориального компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС; отсутствие видеонаблюдения за действиями сил транспортной безопасности на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ; отсутствие схемы (плана) станции Сыктывкар с нанесенной конфигурацией и границами участков зоны транспортной безопасности ОТИ; отсутствие ограждения периметра станции Сыктывкар, воспрепятствующее несанкционированному проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ; отсутствие положения (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на станции Сыктывкар. В представлении предложено принять меры по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, сообщить о принятых мерах в течение месяца со дня получения представления. Как следует из текста представления, в качестве подлежащих устранению причин и условий правонарушения указаны сами ранее вмененные начальнику станции Сыктывкар нарушения норм законодательства о транспортной безопасности. Поскольку причины и условия – факторы порождающие и способствующие выявленным нарушениям (недостатки в работе, приведшие к нарушению), предметом представления не может быть устранение самих нарушений, как их последствий. Следовательно, представление от 25 января 2012 года, как не отвечающее приведенным требованиям, не основано на законе, подлежит отмене. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л: Признать незаконным и отменить представление УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 25 января 2012 года об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца. Председательствующий