Дело № 2-2482/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И. при секретаре Литиковой М.Е., с участием истца Сулейманова Б.М. представителя истца Алиева И.Д., представителей ответчика Зверева Н.П., Яганова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 19 марта 2012 года гражданское дело по заявлению Сулейманова Б.М. оглы к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Коми об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства, установил: Сулейманов Б.М. обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Коми об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства, обязательстве зарегистрировать по указанному месту жительства. В обоснование заявленных требований Сулейманов Б.М. указал, что он зарегистрирован и проживает в г.Сыктывкаре по ул...., .... Срок пребывания истца на территории РФ истек ** ** ** г. ** ** **. истец обратился в УФМС по РК с заявлением о продлении регистрации по месту жительства, уплатив госпошлину в размере ... руб. Однако ему в устной форме было отказано в регистрации по месту жительства в связи с пропуском срока. Полагает данный отказ незаконным, поскольку ** ** ** г. в ОУФМС по РК в г.Сыктывкаре был выходной. Также просил учесть, что вся его семья длительное время проживает в г.Сыктывкаре. В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования, просили обязать ответчика продлить истцу срок временного пребывания на территории РФ. Представители ответчика с заявлением не согласились, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Сулейманов Б.М., ** ** ** является гражданином .... Мать заявителя Р.К. и сестра Х.М. являются гражданами Российской Федерации, проживают в г.Сыктывкаре. На основании миграционной карты серии ... Сулейманов Б.М. прибыл на территорию Российской Федерации ** ** ** г., ему был выдан патент серии .... Сулейманов Б.М. был зарегистрирован по адресу: г.Сыктывкар, ул...., .... Срок временного пребывания в Российской Федерации продлен до ** ** ** г. Как следует из объяснений стороны истца, ** ** ** г. истец обратился в УФМС по РК с заявлением о продлении регистрации по месту жительства, уплатив госпошлину в размере ... руб., однако ему в устной форме было отказано в регистрации по месту жительства в связи с пропуском срока временного пребывания на территории Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Статьей 5 Закона предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона /п.5 ст.5 Закона/. Согласно ст.13.3 Закона граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог. В случае, если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и со статьей 5.1 настоящего Федерального закона срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации. Согласно ст.62 (ч.3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.7; ст.17 ч.1; ст.19 ч.2; ст.21; ст.38 ч.ч.1 и 2; ст.41 ч.1 Конституции Российской Федерации). Отказ в продлении временного проживания на территории РФ может затрагивать права как самого заявителя, так и членов его семьи /в данном случае –матери и сестры/. Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (п.1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п.2). Высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п.1 ст.8 Конвенции. Ввиду того, что решения государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого п.1 ст.8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, то есть оправданной крайней необходимостью, и в особенности – соразмерной преследуемой цели. Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.2006 г. №155-О, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 ч.3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры. Из этого следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании иностранного гражданина на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений. В рассматриваемом случае по делу установлено, что ** ** ** г. истец обратился в УФМС по РК с заявлением о продлении регистрации по месту жительства, тогда как срок временного пребывания на территории Российской Федерации истек ** ** ** г. При этом представителями ответчика не оспаривалось, что ** ** ** г. (четверг) в ОУФМС РФ по РК в г.Сыктывкаре был выходным днем. В этой связи суд не усматривает пропуска срока для обращения в УФМС по РК с заявлением о продлении регистрации по месту жительства, поскольку оплата налога произведена в день истечения предыдущего срока (согласно приведенной выше ст.13.3 Закона). Кроме того, исходя из конституционных норм и норм международного права, гарантирующих приоритет интересов семьи, по мнению суда, Сулейманов Б.М. имеет право на проживание на территории РФ вместе со своей семьей. По указанным основаниям суд находит необходимым обязать УФМС РФ по Республике Коми продлить Сулейманову Б.М. срок временного пребывания на территории Российской Федерации до ** ** ** г. (поскольку продление патента оплачено им на срок 3 месяца). При этом суд учитывает наличие постоянного места жительства, постоянное проживание матери и сестры, являющихся гражданами России, на территории Российской Федерации, соблюдение условий, необходимых для продления срока временного пребывания (в частности, оплата государственной пошлины), а также неизбежное нарушение прав членов семьи Сулейманова Б.М. и самого заявителя вследствие отказа ему в продлении срока временного пребывания. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Коми продлить Сулейманову Б.М. оглы срок временного пребывания на территории Российской Федерации до ** ** ** г. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник