Об отмене постановления территориальной избирательной комиссии



Дело № 2-2150/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Нагибиной Е.Л.,

при секретаре Шмаковой Т.С.

С участием прокурора Загидуллиной Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 16 февраля 2012 года гражданское дело по заявлению Пальшиной И.В. об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от 28.01.12 года ..., возложении на Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара обязанности зарегистрировать Пальшину И.В. к качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар»,

УСТАНОВИЛ:

Пальшина И.В. обратилась в суд с заявлением об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии от 28.01.12 года ..., возложении на Территориальную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар».

В судебном заседании заявитель своё требование поддержала. Она объяснила, что выдвинулась кандидатом в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу .... Согласно утвержденному календарному плану ТИК г. Сыктывкара, все необходимые документы следовало представитель не позднее ** ** ** что ею было выполнено в течение ... дней; ** ** ** она вместе с заявлением предоставила копию паспорта, копии диплома о высшем образовании, копию кандидатского диплома; копии трудовой книжки не было, для подтверждения сведений о месте работы, представила личную медицинскую карточку, в которой указанные сведения имелись. На следующий день, ** ** ** принесла копию трудовой книжки, после чего было выдано разрешение на открытие избирательного счета. Она, Пальшина И.В., изготовила подписные листы, собрала необходимое количество подписей, ни одна из которых не была признана недостоверной. На заседании рабочей комиссии ** ** ** все собранные подписи были признаны недействительными из-за отступления от установленной формы подписного листа – в тексте вместо словосочетания «Выборы депутатов» было указано «Выборы членов», которые по смысловому значению идентичны. ** ** ** в регистрации было необоснованно отказано, при этом не направлялось никаких уведомлений об устранении нарушений, допущенных при подготовке документов.

Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара полагал, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, по доводам, изложенном в письменном отзыве и дополнении к нему.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 5 от 31.03.2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из положений ст. 24 ГПК РФ, судом рассматриваются и разрешаются дела об оспаривании решений, действий (бездействия) избирательных комиссий муниципального образования по выборам в представительные органы муниципальных образований, территориальных и участковых избирательных комиссий.

Кандидаты и их доверенные лица могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными, в том числе об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.

В соответствии с ч.6 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее- Закон «О выборах») решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Судом установлено, что Пальшина И.В. дала согласие баллотироваться кандидатом в депутаты на дополнительных выборах в Совет муниципального образования городского округа «Сыктывкар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу ..., как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

** ** ** она предоставила в ТИК г. Сыктывкара заявление, копию паспорта, копию личной медицинской карточки, копию диплома кандидата наук, копии дипломов об образовании.

** ** ** Пальшиной И.В. в ТИК г. Сыктывкара были направлены копия трудовой книжки, уведомление об открытии счета.

** ** ** у Пальшиной И.В. были приняты следующие документы – первый финансовый отчет, подписные листы, протокол об итогах сбора подписей, список лиц, осуществлявших сбор подписей, сведения о доходах, копия протокола ... ** ** **, копия Устава АНО «...», копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческих организаций, копия свидетельства ОГРН, копия свидетельства о внесении записи ЕГРЮЛ.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара от 28.01.2012 года ..., Пальшиной И.В. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» четвертого созыва, в связи с не предоставлением при уведомлении о выдвижении копии документа, подтверждающего место работы, сведения о размере и источниках доходов, копии документа, подтверждающего принадлежность к общественному объединению, а также в связи с признанием недействительными всех заявленных подписей из-за несоответствия формы подписных листов требованиям приложения 8 к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с п.2 ст. 33 Закона «О выборах» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным Законом иным Законом, после поступления в неё заявления в письменном виде выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Вместе с заявлением кандидат предоставляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

По смыслу указанной нормы, все документы, указанные в п.2 ст. 33 Закона «О выборах» предоставляются одновременно («вместе») с заявлением, Пальшина И.В. предоставляла их в комиссию в течение нескольких дней. Представленная 19.01.12 года в ТИК г. Сыктывкар личная медицинская карточка кандидата, исследованная в судебном заседании, в графе «место работы» содержит указание на аббревиатуру, содержание которой не расшифровано. Кроме того, сведения о месте работы, внесенные на день выдачи карточки, достоверно не свидетельствуют, что обладатель документа продолжает служебные отношения и на день подачи заявления 19.01.12.

В соответствии с ч.24 ст. 38 Закона «О выборах» самостоятельным основанием для отказа в регистрации является, в том числе - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Уведомление о неполноте представленных сведений, предусмотренное п.1.1 ст. 39 Закона «О выборах» Пальшиной И.В. обоснованно не направлялось, так как комиссией установлен не факт неполноты сведений, а факт не направления документов вообще.

Согласно п. 24 ст. 38 Закона «О выборах», основанием для отказа в регистрации является, в том числе, выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии с подпунктом «и» п.6.4. ст. 38 Закона, недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону.

Разрешая вопрос о законности оспариваемого постановления, суд полагает, что указание Пальшиной И.В. в подписном листе «Выборы членов» вместо «Выборы депутатов» свидетельствует о несоблюдении требований подпункта "и" пункта 6.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по смыслу которого все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к данному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона признаются недействительными.

Форма подписного листа введена ФЗ от 23.07.2011 года № 259, указана в приложении 8 к Закону «О выборах». В приложении указаны те фрагменты текста утвержденной формы, которые могут не воспроизводиться в изготовленном подписном листе, а именно - примечание и сноска; в остальном подписной лист должен полностью соответствовать утвержденной законом форме.

Заявитель не отрицала того обстоятельства, что форма подписного листа не соответствовала приложению № 8 к Закону «О выборах», взята из Закона РК от 27.09.10 года 3 88-ФЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми». Согласно ст. 2 ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п.13), депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Вышеуказанный закон не содержит иного понятия избираемого лица, соответственно, комиссия обоснованно признала подписные листы недействительными.

Ссылка заявителя на то, что допущенная неточность не искажает смысла, отвергается судом, как противоречащая закону, который предоставляет гражданам равные права, отступление же от установленных правил и возможность территориальными избирательными комиссиями оценки данных отступлений предполагает нарушение указанного принципа избирательного права. По смыслу ч.24 ст. 10 ФЗ «О выборах» на Территориальную избирательную комиссию законом не возложена обязанность оказывать правовую и иную помощь лицам, реализующим пассивное избирательное право.

Суд полагает, что постановление об отказе в регистрации Пальшиной И.В. является законным и обоснованным, и оснований для удовлетворения заявления не усматривает.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Пальшиной И.В. в удовлетворении жалобы об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара ... от 28.01.2012 года об отказе в регистрации Пальшиной И.В. кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» четвертого созыва.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья Е.Л. Нагибина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200