Об оспаривании действий органа власти



Дело № 2-1356/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд

В составе судьи НАГИБИНОЙ Е.Л.

При секретаре Алябушевой Е.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 26 марта 2012 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по заявлению Андреева П.В., Мезак Э.А. об оспаривании действий Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми,

УСТАНОВИЛ:

Андреев П.В., Мезак Э.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным и нарушающим статью 11 Европейской конвенции о правах человека решения Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми (далее- Комитет), которым заявителям было предложено изменить место проведения планируемого мероприятия; возложении обязанности на Комитет содействовать заявителем в проведении намеченного ими публичного мероприятия на центральной части ... города Сыктывкар посредством выполнения обязанностей, установленных подпунктами 3,4 и 5 пункта 1 ст. 12 Федерального Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», обратить решение к немедленному исполнению.

В дальнейшем, последовал отказ от требований о возложении на заинтересованное лицо об оказании содействия в проведении публичного мероприятия, так как пикетирование планировалось на 31.12.11 года, и актуальность данного требования утрачена.

В остальной части заявители на удовлетворении заявленных требований в судебном заседании настаивали по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно заявили о том, что Комитет был неправомочен рассматривать указанное заявление.

Представитель Комитета возражал против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать.

Судом установлено, что ** ** ** года заявители подали в Комитет по обеспечению мероприятий гражданской обороны Республики Коми уведомление о проведении 31.12.11 года с 18.00 до 19.00 на центральной части ... публичного мероприятия - пикетирования с предполагаемым количеством участников в 150 человек, направленного на привлечение внимания общественности к незаконному, по мнению заявителей, Постановлению главы администрации МО ГО «Сыктывкар», запрещающему проведение публичных мероприятий на большей части Стефановской площади.

Комитетом в письме от ** ** ** года предложено заявителям изменить место проведения пикетирования, со ссылкой на следующие обстоятельства – нахождение в доме № ... по ул. ... (одно из зданий, расположенных по периметру ...) Конституционного Суда Республики Коми, а также расположение на центральной части ... ледового городка с новогодней елью.

Обосновывая свои требования о признании предложения об изменении места проведения пикета незаконным, заявители указали, что проведение пикетирования в ином месте, кроме центральной части ..., лишит его эффекта, на который они рассчитывали, центральная часть площади не огорожена и доступна для посещения всеми желающими. Ссылка на ч.2 ст. 8 Федерального Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» необоснованна, так как Конституционный суд РК не осуществляет свою деятельность в оперативном режиме, 31.12.11 года является выходным днем, и проведение пикета не воспрепятствует осуществлению судом своих полномочий. Кроме того, было заявлено, что Комитет был не правомочен рассматривать указанное уведомление, незаконно ограничил права заявителей, при том, что уведомление подлежало передаче на рассмотрение правомочному органу.

Согласно ст. 31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях» от 19.06.04 года каждому доступно проведение публичного мероприятия в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм, осуществляемого по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В силе ст. 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Согласно части 2 указанной статьи, порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми» от 21.01.07 года, уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается организатором публичного мероприятия, в орган исполнительной власти Республики Коми, уполномоченный Правительством Республики Коми, - в случаях, проведения публичного мероприятия на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти Республики Коми, а также при проведении публичного мероприятия на территории двух и более муниципальных районов, городских округов.

Постановлением Правительства Республики Коми № 136 от 09.07.07 года «Об определении уполномоченного органа, в который подается уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми» соответствующим уполномоченным органом Республики Коми определен Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми.

С учетом того обстоятельства, что ... непосредственно прилегает к административному зданию Администрации главы Республики Коми, Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми правомочен рассматривать уведомления о проведении публичных мероприятий на ....

Андреев П.В. и Мезак Э.А, реализуя право на проведение публичного мероприятия, 27.12.11 года обратилась в Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты РК с уведомлением о проведении пикетирования 31.12 11 года на центральной части ... с 18.00 до 19.00 с предполагаемым участием 150 человек с целью протеста против незаконного запрета проведения собраний граждан на ... г. Сыктывкара.

В тот же день, 27.12.11 года Комитет уведомил заявителей о рассмотрении заявления и предложил изменить место проведения публичного мероприятия, поскольку ... непосредственно прилегает к зданию по адресу г. Сыктывкар, ..., ..., где расположен Конституционный суд Республики Коми; кроме того, было указано, что проведение публичного мероприятия на центральной части указанной площади невозможно, так как на данной территории расположен ледовый городок и установлена новогодняя ель.

Согласно пункту 3 части 2 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в том числе, территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановлением Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий» установлены границы территорий в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающие к объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, в том числе вблизи здания Конституционного Суда Республики Коми, Верховного суда Республики Коми, Арбитражного суда Республики Коми, Сыктывкарского федерального городского суда, Эжвинского федерального районного суда, мировых судебных участков – в радиусе 150 метров от входа в здание суда.

Поскольку в административном здании Главы РК по адресу г. Сыктывкар, ул. ... ..., расположен Конституционный суд Республики Коми, публичное мероприятие планировалось на территории, в границах которой вышеуказанным Постановлением установлен запрет на их проведение, решение Комитета по обеспечению мероприятий гражданской обороны от ** ** ** года является законным.

Доводы заявителей о планировании проведения на нерабочий день, что исключает влияние на работу Конституционного суда, не могут быть приняты во внимание. Вышеуказанный закон не содержит оговорок, устанавливающих запрет лишь на рабочие дни, норма, установленная пунктом 3 части 2 ст. 8, является императивной.

Также несостоятельным является довод заявителей о действии установленного законом запрета на территории земельного участка, предоставленного в пользование Администрации главы РК, в соответствии с границами землепользователей в кадастровом квартале № ..., поскольку законность Постановления Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий» , установившего запрет на проведение публичных мероприятий за пределами указанных границ, в установленном порядке не оспорена.

Кроме того, на центральной части ..., был возведен ледовый городок с новогодней елью, предназначенный для проведения новогоднего отдыха горожан, и проведение публичного мероприятия, в ходе проведения которого, не исключалась возможность нарушения общественного порядка, могло привести к нарушению иных публичных интересов.

Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд исходит их того, что права и свободы человека и гражданина не могут быть безграничными в силу необходимости учета общественных интересов. Ограничение, установленное Комитетом, в силу данных ему полномочий, основано на законе, и не является проявлением умаления прав заявителей.

Руководствуясь ст. ст.194,198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать Андрееву П.В., Мезак Э.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми по результатам рассмотрения уведомления от ** ** **, выразившиеся в предложении изменить место публичного мероприятия, планируемого 31.12.11 года на центральной части ... г. Сыктывкара.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд.

Судья Нагибина Е.Л.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200