Дело № 2-3337/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И. при секретаре Литиковой М.Е., с участием истца Рзаевой А.К., представителя ответчика Зверева Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 16 апреля 2012 года гражданское дело по заявлению Рзаевой А.К.к. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Коми об оспаривании решения об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, установил: Рзаева А.К. обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Коми об отмене решения от ** ** ** г. об аннулировании разрешения и возложении обязанности восстановить разрешение на временное проживание. В судебном заседании истец поддержала исковые требования. Представитель ответчика с иском не согласился, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Рзаева А.К., является гражданкой ..., состоит в браке с И.З. Супруг Рзаевой А.К. и несовершеннолетние дети, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживают в г.Сыктывкаре. ** ** ** г. Рзаева А.К. получила разрешение на временное проживание , на основании которого была зарегистрирована по месту жительства в г.Сыктывкаре. По заключению инспектора ОПРРУНР УФМС России по Республике Коми от ** ** ** г. разрешение Рзаевой А.К. на временное проживание аннулировано на основании п.11 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Основанием к аннулированию разрешения явилось то, что истец находилась за пределами Российской Федерации в период с ** ** ** г. по ** ** ** г. (более шести месяцев). Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно ч.1 ст.6 Закона разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (ч.4 ст.6 Закона). Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание (ч.5 ст.6 Закона). В соответствии с п.11 п.1 ст.7 Закона вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев. По нормам закона отказ в выдаче разрешения на временное проживание /либо его аннулирование/ означает прекращение законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации и влечет его депортацию. Согласно ст.62 (ч.3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.7; ст.17 ч.1; ст.19 ч.2; ст.21; ст.38 ч.ч.1 и 2; ст.41 ч.1, Конституции Российской Федерации). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание может затрагивать права как самого заявителя, так и членов ее семьи /в данном случае – супруга и детей/. Конвенция о правах ребенка возлагает на государства-участники обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка (п.1 ст.9); в соответствии с этим обязательством заявления детей или их родителей с просьбой о въезде в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом; государства-участники обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи (п.1 ст.10). Вместе с тем Конвенция допускает, что разлучение ребенка с родителями может быть следствием решения, принятого государством-участником, например при высылке или депортации (п.4 ст.9). Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (п.1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п.2). Высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п.1 ст.8 Конвенции. Ввиду того, что решения государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого п.1 ст.8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, то есть оправданной крайней необходимостью, и в особенности – соразмерной преследуемой цели. Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.2006 г. №155-О, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 ч.3). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры. Из этого следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании иностранного гражданина на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений. В рассматриваемом случае по делу установлено, что Рзаева А.К. в период с ** ** ** г. по ** ** ** г. находилась за пределами Российской Федерации. Вместе с тем, исходя из конституционных норм и норм международного права, гарантирующих приоритет интересов семьи, по мнению суда, Рзаева А.К. имеет право на проживание на территории РФ вместе со своей семьей. С учетом приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суд находит, что Рзаева А.К. вправе вновь получить разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. К числу обстоятельств, которые должны быть учтены в качестве условий к выдаче заявителю требуемого разрешения и по которым последующая депортация Рзаевой А.К. не представляется необходимой, суд в рассматриваемом случае относит наличие постоянного места жительства, постоянное проживание супруга и несовершеннолетних детей, являющихся гражданами России, на территории Российской Федерации, а также неизбежное нарушение прав членов семьи Рзаевой А.К. и самой заявительницы вследствие отказа в выдаче разрешения на временное проживание. Кроме того, из буквального толкования п.11 п.1 ст.7 Закона следует, что вид на жительство аннулируется в случае, если иностранный гражданин находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев, т.е. отсутствует на территории России на момент вынесения соответствующего решения. В данном случае Рзаева А.К. возвратилась на территорию России ** ** ** г., а решение вынесено ** ** ** г. По указанным основаниям суд находит необходимым отменить решение ОПРРУНР УФМС России по РК от ** ** ** г. об аннулировании разрешения Рзаевой А.К. на временное проживание на территории России. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить заявление Рзаевой А.К.к.. Отменить решение ОПРРУНР Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми от ** ** ** г. об аннулировании Рзаевой А.К.к. разрешения на временное проживание в Российской Федерации. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник