О защите чести



Дело № 2-2477/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Литиковой М.Е.,

с участием представителей ответчика Жабинец М.В., Колегова И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

18 апреля 2012 года гражданское дело по иску Коростелева А.А. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании действий, взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

Коростелев А.А. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, в котором просил признать незаконными действия, выразившиеся в создании условий, при которых ему приходилось пользоваться туалетом под постоянным наблюдением сотрудников администрации из смотрового глазка на входной двери, взыскать компенсацию морального вреда в размере ... руб.

В обоснование исковых требований Коростелев А.А. указал, что с ** ** ** г. по настоящее время он содержится в ФКУ СИЗО-1, где подвергается жестокому и унижающему его достоинство обращению. Камера, в которой он содержится, не оборудована требуемыми условиями по содержанию заключаемых под стражу лиц, в частности, в ней отсутствует возможность уединенно пользоваться туалетом: дверь или перегородка у входа в туалет отсутствует, в результате чего он просматривается полностью, в том числе, и из смотрового глазка на входной двери в камеру.

На основании ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Коростелева А.А.

Представители ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми /Жабинец М.В./ и Министерства финансов Российской Федерации /Колегов И.М./, с иском не согласились, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Коростелев А.А. является осужденным к пожизненному лишению свободы. В ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми содержится с ** ** ** г. в порядке ст.77.1 УИК РФ.

Истцом указано, что камера, в которой он содержится, не оборудована требуемыми условиями по содержанию заключаемых под стражу лиц, в частности, в ней отсутствует возможность уединенно пользоваться туалетом: дверь или перегородка у входа в туалет отсутствует, в результате чего он просматривается полностью, в том числе, и из смотрового глазка на входной двери в камеру.

Согласно ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства.

Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению на общих основаниях, то есть при условии наличия вины в действиях причинителя вреда.

Обязательным условием наступления ответственности является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия).

Для применения ответственности за вред, причиненный должностным лицом следственного изолятора, также необходимо доказать наличие вины причинителя, которая в соответствии со ст.1069 ГК РФ может быть в форме умысла и неосторожности. Таким образом, применительно к данному делу факт наличия или отсутствия вины в действиях должностного лица является юридически значимым обстоятельством.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ). Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств наличия умысла либо неосторожности в действиях (бездействии) должностных лиц учреждений системы ФСИН, которые могли бы повлечь причинение морального вреда, стороной истца суду не представлено, а судом не добыто.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.

Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц.

Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством.

Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам устанавливаются Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст.77.1 УИК РФ предусмотрено, что при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.

В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

На основании ст.15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей /ст.34 Закона/.

Надзор в следственном изоляторе – это система организационно-практических мер, направленных на постоянный контроль за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение ими режима с целью обеспечения правопорядка и законности; выполнения «Правил внутреннего распорядка»; изоляции лиц, содержащихся под стражей, их безопасности, а также персонала и иных лиц, находящихся на территории следственного изолятора. Надзор осуществляется круглосуточно и обеспечивается сотрудниками следственного изолятора из числа рядового и начальствующего состава.

Приказом Минюста России от 04.09.2006 г. №279 были утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которыми смотровой глазок, конструктивно обеспечивающий полный обзор камеры, оборудуется в центре двери на высоте 1,5 м от уровня пола. Оборудование камеры, в которой содержится Коростелев А.А., соответствует указанным требованиям.

Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 г. №189, предусмотрено, что камеры СИЗО оборудуются, в том числе, напольной чашей (унитазом), умывальником.

Суд не усматривает по делу нарушений прав истца, перечисленных им в заявлении, поскольку действия должностных лиц следственного изолятора производились в строгом соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

При этом указанными нормативными правовыми актами не регламентированы конкретные требования к размещению унитазов в камерах.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что судом не установлено нарушений должностных лиц следственного изолятора, способных повлечь причинение морального вреда истцу, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению исковые требования Коростелева А.А. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании действий, взыскании денежной компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Коростелеву А.А. в удовлетворении исковых требований к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании действий, взыскании денежной компенсации морального вреда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

-32300: transport error - HTTP status code was not 200