Об оспаривании действий органов власти



Дело № 2-2095/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

с участием представителя истца Кругловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 03 апреля 2012 года дело по заявлению Нитченко А.А. об оспаривании действий (бездействия) администрации МО ГО «Сыктывкар»,

у с т а н о в и л :

Нитченко А.А. обратился в Сыктывкарский городской суд с заявлением о признании незаконными отказа Администрации АМО ГО «Сыктывкар» в проведении митинга по причине проведения пикета на заявленной территории, отказа в скрытой форме в проведении публичного мероприятия путем ограничения его публичности через предоставление в качестве альтернативы места, не адекватного заявленному по социально-политическому значению, предъявление невыполнимых требований к оформлению документов в процессе согласования публичного мероприятия, затягивание процесса согласования публичного мероприятия.

Впоследствии Нитченко А.А. уточнил заявленные требования, просил признать незаконными действия Администрации МО ГО «Сыктывкар» выразившиеся в отказе согласования проведения публичного мероприятия 21 октября 2011г. на заявленной территории из-за проведения другого публичного мероприятия; в предложении изменить место проведения публичного мероприятия на район ул. ..., а также в несвоевременном направлении ответа на обращение от 13.10.2011г.

В судебном заседании Нитченко А.А. участия не принял, его представитель требования поддержала.

Администрация МО ГО «Сыктывкар» ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Заслушав доводы представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Установлено, что 07 октября 2011 года Нитченко А.А. и его представитель Круглова О.А. подали в Администрацию МО ГО «Сыктывкар уведомление о проведении публичного мероприятия, согласно которому Нитченко А.А. намеревался провести
21 октября 2011 года в период времени с 15.00 час. до 20.00 час. публичное мероприятие (митинг) на перекрестке улиц ... и ... в г. Сыктывкар (площадка под часами) с предполагаемым количеством участников ... человек.

Целью публичного мероприятия было указано свободное выражение и формирование мнения по вопросам социальной жизни, прав, гарантированных статьей 38 Конституции РФ: необходимости укрепления семьи, ответственного отношения к воспитанию, заботы о детях, заботы о престарелых родителях с точки зрения христианских семейных ценностей.

При проведении митинга планировалось использование музыкальных инструментов, звукоусиливающей и музыкальной аппаратуры, уровень звука которых не будет превышать установленные в РФ нормы.

Письмом от 11.10.2011г... Администрация МО ГО «Сыктывкар» предложила заявителю перенести, заявленное публичное мероприятие в район
ул. ... в указанное время (с 15.00 до 20.00час.), поскольку в связи с ранее поданной заявкой Коми республиканского регионального отделения политической партии «...» на указанной истцом территории (перекресток улиц ... и ..., площадка под часами) будет проводиться публичное мероприятие в форме пикета.

В свою очередь, в ответ на полученное письмо от 11.10.2011г. Нитченко А.А. 13.10.2011г. направил в Администрации МО ГО «Сыктывкар» письмо, в котором настаивал на согласовании проведения мероприятия в заявленном месте, также высказывал просьбу предложить ему альтернативное место в центре города Сыктывкара для проведения митинга, а не окраину города, которой является район ул. ... и ...; просил дать ему обоснованный ответ на его обращение.

19 октября 2011 года Администрация МО ГО «Сыктывкар» направила в адрес Нитченко А.А. письмо за ..., в котором предложила в качестве места проведения митинга 21 октября 2011 года с 15.00 до 20.00 час. площадку возле ТЦ «...» в заявленное время.

Из письма от 20.10.2011г. за ... следует, что Администрация МО ГО «Сыктывкар» согласовала проведение публичного мероприятия в форме митинга
21 октября на площадке ТЦ «...» с 15.00час. до 20.00 час.

Указанное письмо Нитченко А.А. получил 20.10.2011г. в 14 час. 15 мин.

Также судом установлено, что 07.10.2011 г. Коми республиканским региональным отделением политической партии «...» в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования 21.10.2011 г. с 16:00 до 18:00 на пересечении улиц ... и ... (площадка под информационным табло), с предполагаемым количеством участников ... человек.

Целью публичного мероприятия указано распространение газеты «...».

Указанное уведомление Коми республиканского регионального отделения политической партии «Патриоты России» было согласовано Администрацией МО ГО «Сыктывкар» (письмо от 08.10.2011г. ...).

Согласно ст. 21 Международного пакта от 16.12.1966г. № «О гражданских и политических правах» признается право на мирные собрания.

В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование.

Статьей 11 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» предусмотрено, что каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования был издан Федеральный закон от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно ст.ст.5, 7 указанного Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия /ст.8/.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.04.2009 г. №484-О-П, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий – свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера.

Понятие «мотивированное предложение» – по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия «согласование», то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. Такие нормативные характеристики положения о цели публичного мероприятия (п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), как свобода публичного мероприятия (отсутствие внешнего давления), формирование мнений (а не простое их провозглашение) и выдвижение требований политического свойства, предполагают наличие обратной коммуникативной связи (прямой или опосредованной, в том числе через средства массовой информации) между участниками публичного мероприятия и теми субъектами, кому оно адресовано.

Положение части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Заявители же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.

В силу положений ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Давая оценку представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательств, суд приходит к выводу о том, что предложение Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 11.10.2011г. изменить Нитченко А.А. место проведения митинга в связи с ранее поданной заявкой Коми республиканского регионального отделения политической партии «...» на проведение публичного мероприятия в форме пикета на указанной истцом территории (перекресток улиц ... и ..., площадка под часами) не является мотивированным предложением по смыслу данной дефиниции в её конституционно-правовом истолковании.

Так, представляется очевидным, что проведение двух публичных мероприятий в одном месте и время само по себе (даже при преследовании организаторами различных политических целей) не свидетельствует о невозможности проведения либо о невозможности обеспечить надлежащий правопорядок при их проведении.

Как следует из текста уведомлений, цели двух публичных мероприятий не противоречат друг другу, предполагаемое общее количество участников не приведет к невозможности их проведения, а кроме того, согласно уведомлению о проведении пикетирования, целью пикетирования РО политической партии «...» являлось распространение газеты «...», при этом, какие-либо звукоусиливающие устройства использованы не будут.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» не представлено доказательств неизбежности нарушения общественного порядка, либо создания реальной угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участникам публичного мероприятия, иными словами невозможности его проведения в заявленных Нитченко А.А. месте и времени.

Предложение АМО ГО «Сыктывкар» перенести, заявленное публичное мероприятие в район ул. ... в указанное время (с 15.00 до 20.00час.), судом признается также незаконным, поскольку предложенное место является отдаленной городской окраиной, расположенной за железнодорожным вокзалом, и в силу своего географического положения не отвечает принципу обеспечения адекватности социально-политическому значению планируемого публичного мероприятия, указанное предложение необоснованно вторгается в свободу усмотрения организатора публичного мероприятия определять место его проведения сообразно имеющимся намерениям по формированию и выражению мнений по вопросам социальной жизни.

Судом также учитывается, что ул.... имеет большую протяженность, тогда как предложение Администрации МО ГО «Сыктывкар» относительно места проведения публичного мероприятия надлежащим образом в ответе не было конкретизировано.

Поскольку указанное предложение АМО ГО «Сыктывкар» от 11.10.2011г. не согласуется с конституционно-правовым смыслом понятия «согласование», предполагающим обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели, действия администрации
МО ГО «Сыктывкар» в части отказа согласования Нитченко А.А. проведения публичного мероприятия 21 октября 2011 года по причине проведения другого публичного мероприятия на заявленной территории (площадка по часами на перекрестке улиц ... и ...), а также в предложении изменить место проведения публичного мероприятия в район улицы ..., являются незаконными.

Суд признает также незаконным бездействие Администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в несвоевременном направлении ответа на обращение Нитченко А.А. от 13.10.2011г., исходя из следующего.

В соответствии с п/п 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: - документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.

Исходя из положений ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия от 07 октября 2011г. обязан был довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления, т.е. до 10 октября 2011г. обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия с учетом реализации его цели, что сделано не было, и 13.10.2011г. Нитченко А.А. пришлось вновь обращаться с просьбой предложить ему иное место проведения митинга в центре города Сыктывкара для реализации его целей.

Ответ же на обращение Нитченко А.А. от 13.10.2011г. было направлен 19.10.2011г., а согласовано мероприятие 20.10.2011г., т.е. сроки, предусмотренные ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Администрацией МО ГО «Сыктывкар» нарушены.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Суд полагает необходимым возвратить истцу из бюджета уплаченную заявителем при обращении в суд госпошлину в размере ... руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия Администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившиеся:

- в отказе согласования Нитченко А.А. проведения публичного мероприятия 21 октября 2011г. по причине проведения другого публичного мероприятия на заявленной территории (площадка под часами на перекрестке улиц ... и ...);

- в предложении 11.10.2011г. изменить место проведения публичного мероприятия в район улицы ....

Признать незаконным бездействие Администрации МО ГО «Сыктывкар», выразившееся в несвоевременном направлении ответа на обращение от 13.10.2011г.

Возвратить Нитченко А.А. сумму государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления согласно чек-ордеру ... от 10 января 2012г., в размере ... руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.А.Попова

Председательствующий Т.А.Попова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200