Об обеспечении лекарственными средствами



Дело №

2-2540/2012

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.

при секретаре Дуркиной Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 14 марта 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Трудова В.В. к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить лекарственным препаратом,

Установил:

Трудов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить лекарственным препаратом Дазатиниб.

В обоснование иска указал, что с ** ** ** года болен ** ** **, терапия предлагаемыми в ... препаратами вызывает побочные явления, угрозу жизни. Специалистами ... рекомендован препарат ..., из – за отсутствия данного препарата в г. Сыктывкаре, вынужден проходить лечение в стационаре Центра, однако поездки в г. ... физически тяжелы, материально не посильны. Препарат ... продляет и положительно влияет на качество жизни, в связи с чем обратился в Министерство здравоохранения Республики Коми с просьбой приобрести данный препарат, но получил отказ. Просит обязать Министерство здравоохранения Республики Коми приобрести лекарственный препарат ....

ГБУ РК Центр правового обеспечения, действующее от имени и в интересах Министерства здравоохранения Республики Коми, представило письменные возражения на исковое заявление, указывает, что медицинская помощь в гарантированном объеме без взимания платы оказывается в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Из положений Программы государственных гарантий РФ и Программы государственных гарантий РК следует, что граждане, входящие в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, имеют право на бесплатное обеспечение только теми лекарственными препаратами, которые входят в Перечень лекарственных средств, лекарственный препарат ... в данный перечень не входит, требования Трудова В.В. удовлетворению не подлежат.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ Коми республиканский онкологический диспансер.

Третье лицо ГУ Коми республиканский онкологический диспансер представил письменный отзыв на исковое заявление, указывает, что Трудов В.В. находился на стационарном лечении в ГУ КРОД в периоды с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** год, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** год. Проводимое ... лечение препаратом ... не давало положительного эффекта, больной был направлен на исследование и лечение в ..., где было назначено комплексное лечение, в том числе специфическим препаратом .... В утвержденный перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных ..., ... не входит, учреждение не полномочно обеспечить пациента дорогостоящим лекарственным средством. Ранее внештатный ... направлял ходатайства и запросы в Министерство здравоохранения Республики Коми о включении препаратов второго поколения ... в региональный перечень жизненно необходимых лекарственных средств, однако вопрос не решается в виду высокой стоимости лекарственного средства, отсутствием денежных средств на его приобретение. Врачами-специалистами Центра рекомендовано продолжение лечения Трудова В.В. препаратом ..., который является для него жизненно важным лекарственным средством.

Истец в судебном заседании требования уточнил, просит обеспечить его лекарственным препаратом ... пожизненно, на период проживания на территории Республики Коми.

Представитель ответчика ГБУ РК Центр правового обеспечения, действующая от имени и в интересах Министерства здравоохранения Республики Коми, иск не признает.

Представитель ГУ Коми республиканский онкологический диспансер с иском согласен.

Заслушав объяснения явившихся сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписному эпикризу ..., Трудов В.В. находился в отделении химиотерапии ... с ** ** ** по ** ** ** года, истцу выставлен диагноз основной хронический ..., рекомендовано продолжить прием ... 70 мг/сутки – ежедневно.

Трудов В.В. обратился с Министерство здравоохранения Республики Коми с заявлением об обеспечении препаратом ....

Из ответа Министерства здравоохранения Республики Коми от ** ** ** года следует, что лекарственный препарат ... отсутствует во всех действующих перечнях лекарственных препаратов для обеспечения пациентов на амбулаторном этапе в рамках льготных программ. В связи с высокой стоимостью препарата (1 упаковка в дозировке 100 мг №60 – ... рублей, на год на 1 пациента необходимо около ... рублей) рассмотрение вопроса о включении его в перечень лекарственных препаратов на 2012 год было отложено членами Формулярной комиссии Министерства здравоохранения Республики Коми до уточнения стоимости общего перечня дорогостоящих препаратов, бесплатное предоставление которых требуется обеспечить путем внесения соответствующих изменений в перечень лекарственных препаратов Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми на 2012 год.

Допрошенный в качестве свидетеля А.В., суду показал, что является заведующим ... отделением ГУ Коми республиканский онкологический диспансер, являлся лечащим врачом Трудова В.В. В ** ** ** году истцу выставлен диагноз ..., назначено лечение лекарственным препаратом ..., который он принимал до ... года, затем истец принимал препарат .... В ... году больному назначен препарат ..., затем - ..., ..., однако лечение было не эффективным. При лечении препаратом ... у истца наблюдается положительная динамика. В настоящее время Трудов В.В. проходит лечение в ФГУ «...» препаратом дазатиниб, оно ему необходимо пожизненно либо до изменения тактики лечения, без данного лекарства болезнь будет прогрессировать.

В соответствии со ст.ст. 2,20,38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.

Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Из положений ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Согласно ст.34 данного Закона - специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в стационарных условиях. Высокотехнологичная медицинская помощь включает в себя применение новых, сложных и (или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, включая клеточные технологии, роботизированную технику, информационные технологии и методы генной инженерии, разработанные на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Медицинские организации государственной системы здравоохранения оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь за счет бюджетных ассигнований на основании государственного задания, сформированного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п.1.ч.1 ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Закуп лекарственных препаратов для лечения хронического миелолейкоза осуществляется на основании распоряжения Правительства РФ от 31.12.2008 года № 2053-р. В утвержденный перечень централизовано закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, препарат Дазатиниб не включен.

Правительством РФ ежегодно утверждается Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 2199 от 7.12.2011 года, на 2012 года препарат ... включен в перечень.

Нуждаемость Трудова В.В. в лечении препаратом ... в размере 70 мг/сут. ежедневно подтверждена выписным эпикризом ФГУ ...

Истец ввиду не обеспечения его лекарством на амбулаторном этапе по жизненным показаниям вынужден постоянно находиться в специализированном стационаре.

Довод представителя ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска по тем основаниям, что препарат отсутствует во всех действующих перечнях лекарственных препаратов для обеспечения пациентов на амбулаторном этапе в рамках льготных программ, суд считает несостоятельным.

Условия оказания в Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, определяются в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с разделом 3 «Источники финансирования обеспечения оказания медицинской помощи» Постановления Правительства РФ от 21.10.2011 N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год", лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей предоставляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Препарат ... не включен в Перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.12.08 года № 2053-р. Обеспечение лекарственным препаратом Дазатиниб за счет федерального бюджета в рамках распоряжения № 2053 действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии со статьями 4.1, 6.1, 6.2 Федеральногой закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имею право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной поддержки, в том числе, их лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

30.12.2010 года Правительством РФ принято постановление № 1198 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов федерации и бюджету г. Байконур на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов», в соответствии с которым распределяются субвенции, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченному органу г. Байконура. В соответствии с указанным Постановлением Республике Коми на 2011 год выделено субвенций ... рублей.

Согласно пункту 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.99 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных учреждениях.

Пунктами 3,4 Постановления Правительства РФ от 30.07.94 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.

В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением от ** ** ** года, инвалидам ... группы, к которым относится Трудов В.В., при ..., все лекарственные средства по медицинским показаниями по рецептам врачей при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Таким образом, обеспечение Трудова В.В. лекарственным препаратом ... должно осуществляться Министерством здравоохранения Республики Коми за счет средств республиканского бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Трудова В.В. к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить лекарственным препаратом - удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Коми бесплатно обеспечить Трудова В. В. лекарственным препаратом ... пожизненно на период проживания на территории Республики Коми.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Председательствующий Г.Н.Маркова

Председательствующий Г.Н.Маркова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200