Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 апреля 2012 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбач В.П. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании отказа незаконным, признании права на получение жилищной субсидии, об обязании предоставить жилищную субсидию, у с т а н о в и л: Горбач В.П. обратился в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании отказа во включении периода службы в органах внутренних дел, нахождения на пенсии в стаж работы в районах Крайнего Севера для получения жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон от 25.10.2002г. № 125-ФЗ), подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – Подпрограмма) и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 (далее – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), незаконным; обязании предоставить жилищную субсидию в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ, Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в порядке очередности в 2012 году. В обоснование заявленных требований Горбач В.П. указал, что в период с ** ** **. по ** ** **. проходил срочную службу в Вооруженных силах в подразделении, расположенном в г. Воркуте. С ** ** **. по ** ** **. проходил службу в органах внутренних дел, с ** ** **. является пенсионером МВД, в связи с чем, общая продолжительность его стажа работы в районах Крайнего Севера дает ему право на получение субсидии в порядке Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», однако, ответчиком ему было необоснованно отказано в предоставлении жилищной субсидии, поскольку, период прохождения службы в органах внутренних дел и нахождения на пенсии по выслуге лет не включен в стаж работы в районах Крайнего Севера. К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация МО ГО «Воркута». В судебном заседании представитель Горбач В.П. иск поддержал. Представитель Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми с иском не согласилась, полагая, что время службы Горбач В.П. в органах внутренних дел МВД Республики Коми с ** ** **. по ** ** **. и время нахождения на пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не входит в общий стаж работы в районах Крайнего Севера. В связи с чем, Горбач В.П. не имеет стажа работы в указанных районах не менее 15 лет, следовательно, не может состоять на учете на получение социальной выплаты в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ, не может являться участником Подпрограммы, и соответственно получить государственный жилищный сертификат в 2012 году. Иные лица участия в судебном заседании не приняли. Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. Установлено, что Горбач В.П. был включен Администрацией г. Воркута в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках реализации Подпрограммы. Протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **. Горбач В.П. был переведен из категории «пенсионеров» в категорию «инвалиды» согласно дате постановки на учет ** ** **. Указанный протокол утвержден постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **. №.... Членами семьи Горбач В.П. являются его супруга Н.Г., В.В. Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда от ** ** **. по гражданскому делу №... И.Э. и несовершеннолетние А.С., М.С. признаны членами семьи Горбач В.П. для включения в состав семьи на получение государственного жилищного сертификата. В список граждан-участников Подпрограммы на 2012 год по Республике Коми по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Горбач В.П. включен по категории «инвалиды» с составом семьи 5 человек, с датой постановки на учет ** ** **. В ** ** **. учетное дело Горбач В.П. для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата представлено Администрацией МО ГО «Воркута» в Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми. Письмом №... от ** ** **. Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми уведомило Администрацию МО ГО «Воркута» и Горбач В.П., что не вправе учесть время службы в органах внутренних дел МВД Республики Коми и время нахождения на пенсии по выслуге лет как стаж работы в районах Крайнего Севера, при расчете субсидии в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ. Полагая, указанный отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми не основанным на законе, Горбач В.П. обратился в суд. Горбач В.П. с ** ** **. по ** ** **. проходил службу в органах внутренних дел Министерства внутренних дел Республики Коми, согласно справке Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по Республике Коми общая продолжительность службы Горбач В.П. в районах Крайнего Севера (г. Воркута) составляет 19 лет в календарном исчислении. С ** ** **. Горбач является пенсионером МВД по выслуге лет. Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, Подпрограммы и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 1 Закона). Поскольку к моменту постановки на учет в г. Воркута на переселение – ** ** **. Горбач В.П. имел стаж работы в районах Крайнего Севера более ... календарных лет (... лет ... месяц ... дня) следует признать, что Горбач В.П. приобрел право на получение субсидии в силу положений Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», (абз. 4 п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 10.12.1993г. № 1278; абз. 3 п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996г. № 937; ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.08.1996г. «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году»). Оценивая возражения представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, в части включения стажа службы Горбач В.П. в органах внутренних дел МВД в общую продолжительность его работы в районах Крайнего Севера для расчета жилищной субсидии, суд учитывает следующее. Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено исключительно на обеспечение их справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в РКС, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями. Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации). По смыслу положений Конституции Российской Федерации (части 1 и 3 ст. 37), гарантии свободы труда, прав свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии, закрепляют право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч. 3 ст. 37; ст. 40; ч. 1 ст. 27; части 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите. Реализация гражданином тем либо иным способом своих прав на свободное распоряжение способностями к труду, выбора род деятельности и профессии не может являться правовым основанием для лишения его права реализации своего права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав, предусмотренных законодателем, поскольку в Российской Федерации должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 6); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Служба в органах внутренних дел МВД представляет из себя одну из форм реализации права гражданина Российской Федерации на труд, является особым видом государственной службы. Согласно действующего в Российской Федерации пенсионного законодательства период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается в страховой и общий трудовой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности (пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 3 ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), но не подлежит зачету в специальный (в районах Крайнего Севера) стаж (ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Таким образом, суд полагает, что период службы Горбач В.П. в органах внутренних дел МВД на территории г. Воркута подлежит включению ответчиком в общую продолжительность календарного трудового стажа истца (ст. 1 и ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ). С учетом положений ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ и установленных в ходе судебного разбирательства по делу обстоятельств, период службы Горбач В.П. в органах внутренних дел подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера для получения жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В связи с чем, отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми во включении периода службы в органах внутренних дел, нахождения на пенсии в стаж работы в районах Крайнего Севера для получения жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, Подпрограммы и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, является незаконным. Федеральным Законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ установлено, что право на получение субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г., имеющие общую продолжительность стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. Пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, установлено, что для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1 к Правилам, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1(1) к Правилам, к которому прилагают пакет документов, включая выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 01.01.1992г. Факт службы Горбач В.П. в органах дел на территории г. Воркуты с ** ** **. подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. ** ** **. Горбач В.П. освидетельствован ГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми с присвоением второй группы инвалидности. Доказательств принадлежности Горбач В.П. жилья в других регионах Российской Федерации суду ответчиком не предоставлено, судом не добыто. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Горбач В.П. относится к числу лиц, имеющих прав на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы, документы, указанные в п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов Горбач В.П. в Администрацию МО ГО «Воркута были предоставлены. В связи с чем, иск Горбач В.П. подлежит удовлетворению, на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми подлежит обязанность предоставить Горбач В.П. жилищную субсидию в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в порядке очередности в 2012 году. Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Горбач В.П. удовлетворить. Признать незаконным отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми во включении периода службы Горбач В.П. в органах внутренних дел, нахождения на пенсии в стаж работы в районах Крайнего Севера для получения жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153, оформленный письмом от 25.01.2012г. № 15-17-27/152. Обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми предоставить Горбач В.П. жилищную субсидию в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153, в порядке очередности в 2012 году. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья - Патрушева А.Г.