Дело № 2-1055/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Баталова Р.Г., при секретаре Поповой Т.А. с участием истца Слыщенко С.Г., представителя ответчика Кононовой О.Г., действующей на основании доверенности от ** ** **., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 17 апреля 2012 года гражданское дело по иску Слыщенко С.Г. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства о включении в первую очередь на получение жилищной субсидии, установил: Слыщенко С.Г. обратился в суд с иском к Минархстрою РК о включении в первую очередь на получение жилищной субсидии в виде государственного жилищного сертификата как гражданина, выезжающего из закрывающегося поселка, находящегося в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 1997 года. В обоснование указал, что с 1981 г. проживает и работает в районе Крайнего Севера в г. Воркута, имеет группу инвалидности. С 1997 г. включен в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством». В настоящее время проживает в г. Сыктывкаре. Жилой дом, в котором он проживал вместе с семьей в г. Воркута снесен в 2007 году. Полагает, что снос жилого дома приравнен к закрытию поселка по месту его о проживания. В связи с чем, он должен быть переведен в первую очередь для предоставления жилищной субсидии. В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил обязать администрацию МО ГО «Воркута» поставить его на учет на получение жилищной субсидии как выезжающего с семьей из закрывающегося населенного пункта и не имеющего иного жилого помещения на территории России со времени постановки на учет с 1997 года; обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми включить его в сформированный общереспубликанский список по Республике Коми на внеочередное получение жилищной субсидии как лица, выезжающего из закрывающегося населенного пункта и не имеющего иного жилого помещения на территории России. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО ГО «Воркута». В судебном заседании истец, заявленные требования поддержал. Представитель администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель Минархстроя РК исковые требования не признала, представила письменные возражения. Суд с учетом требований ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя АМО ГО «Воркута». Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 03.11.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В пункте 24 Правил установлено, что указанный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы был поставлены на учет. При этом список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Статьей 2 Закона (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ, действующей с 01 января 2012г.) установлено, что в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности). В пунктах 9-14 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879, определено, что для регистрации и постановки на учет гражданин представляет установленные Положением документы, включая заявление. В пункте 17 Положения установлено, что одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по пяти очередям, установленным Федеральным законом. Согласно пункту 19 Положения, органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают списки по пяти очередям и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в Республике Коми - Минархстрой Республики Коми). Судом установлено, что согласно справке МУП УМД «...» Слыщенко проживал по адресу: г. Воркута, ул. ... д...., кв.17 с ** ** ** г. по ** ** ** г. Согласно копии поквартирной карточки на жилое помещение, Слыщенко С.Г. и члены его семьи зарегистрированы по адресу: г. Воркута, ул. ..., д...., кв. ... с ** ** ** года по настоящее время. ** ** ** г. Слыщенко С.Г. включен органом местного самоуправления в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) для приобретения (строительства) жилья, супруга Слыщенко С.Г. состояла в очереди в ОАО «...» с ** ** ** г. С января 2003 г. в связи с вступлением в силу ФЗ от 25.10.2002 года № 125 – ФЗ сформирована единая очередь по категориям в РК согласно первоначальной даты постановки всех граждан состоящих на учете и желающих переехать в климатически благоприятные регионы РФ. Учитывая инвалидность Слыщенко С.Г., за семьей сохранена более ранняя дата постановки, т.е. ** ** ** г. ** ** ** г. Слыщенко С.Г. была установлена ... группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно, о чем свидетельствует справка МСЭ от ** ** ** г. Согласно общереспубликанским спискам граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сформированным Минархстроем Республики Коми по состоянию на 01.01.2021 года, Слыщенко С.Г. состоит на учете на переселение по категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с датой постановки на учет ** ** ** г. под №... Обосновывая свои требования, истец указал, что снос аварийного дома по распоряжению органа местного самоуправления по адресу: г. Воркута, ул. ..., д.... кв. ... в котором он проживал ранее, по смыслу закона предоставляет ему право на получение жилищной субсидии как гражданину, выезжающему из закрывающихся населенных пунктов, не имеющему иного жилого помещения на территории Российской Федерации. С 1 января 2012 года вступил в действие Федеральный закон от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Настоящий Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, проживающие по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст.2 Закона от 17.07.2011 г. № 211-ФЗ). В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из анализа указанных норм права следует, что истец обязан представить доказательства того, что он проживает (проживал) по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии. Как следует из материалов дела, распоряжением главы МО ГО «Воркута» жилой дом по ул. ..., ..., г. Воркута в котором проживал истец, исключен из состава казны (в связи с разрушенным состоянием). В ходе рассмотрения настоящего спора, истец 14 марта 2012г. обратился в АМО ГО «Воркута» с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как выезжающего из закрывающегося населенного пункта, зарегистрированного по адресу: г. Воркута, ул. ..., д.... кв..... Протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» , утвержденного и.о. руководителя АМО ГО «Воркута» Слыщенко С.Г. отказано в удовлетворении заявлении на основании ст.ст.1,2 Федерального закона от 17.07.2011г. №211-ФЗ в связи с отсутствием решения органа государственной власти Республики Коми о закрытии населенного пункта. Оценивая собранные по делу доказательства и приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что истец не является, гражданином, проживающим по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии. При этом, суд исходит из того, что жилой дом 28 по ул. Орджоникидзе в котором проживал истец находится в черте города Воркута, а решения о закрытии города Воркута органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации не принято. Довод истца о его праве на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона от 17.07.2011г. №211-ФЗ в связи с отсутствием жилого помещения для постоянного проживания, поскольку жилой дом, где он проживал, исключен из муниципальной казны в связи с полным разрушением является ошибочным и основанным на неверном толковании норм материального права. С учетом изложенного, требования Слыщенко С.Г. удовлетворению не подлежат в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Слыщенко С.Г. к администрации МО ГО «Воркута» об обязании поставить на учет на получение жилищной субсидии как выезжающего с семьей из закрывающегося населенного пункта и не имеющего иного жилого помещения на территории России со времени постановки на учет с 1997 года – отказать. В удовлетворении исковых требований Слыщенко С.Г. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о включении в сформированный общереспубликанский список по Республике Коми на внеочередное получение жилищной субсидии как лица, выезжающего из закрывающегося населенного пункта и не имеющего иного жилого помещения на территории России – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца. Судья Баталов Р.Г.