Дело № 2-1896/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И. при секретаре Литиковой М.Е., с участием представителя ответчика Гичева А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 18 мая 2012 года гражданское дело по жалобам Савицкого Р.А. об оспаривании действий (бездействия) ГУФСИН России по Республике Коми, установил: Савицкий Р.А. обратился в суд с жалобой на ответ ГУФСИН России по РК от 24.11.2011 г. на обращение Савицкого Р.А. от 07.11.2011 г. /о проведении иммунологического обследования, назначении антиретровирусной терапии, истребовании материалов из ..., сообщении прокурору об отказе от пищи/, а также с жалобой на бездействие ГУФСИН России по РК по непроведению иммунологического обследования за время отбывания наказания с июня 2011 года по январь 2012 года. Дела по указанным жалобам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Савицкого Р.А. Представитель ответчика с иском не согласился, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований. Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Савицкий Р.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми, куда прибыл на основании указания ФСИН России 02.06.2011 г. В период с 27.07.2011 г. по 31.08.2011 г. находился на лечении и обследовании в ФКЛПУБ-48 ГУФСИН России по Республике Коми. Согласно выписке из истории болезни, плановое лечение и обследование было назначено на февраль 2012 года. 07.11.2011 г. Савицкий Р.А. направил в ГУФСИН России по Республике Коми заявление , в котором просил назначить ему пожизненно антиретровирусную терапию, истребовать из ... сведения об иммунном статусе Савицкого Р.А. на момент взятия под стражу, направить его в ... г.Сыктывкара для проведения обследования на иммунный статус и вирусную нагрузку и сообщить когда он будет туда направлен. Письмом от 24.11.2011 г. ... Савицкому Р.А. сообщено, что вопрос его обследования на «иммунный статус» и «вирусную нагрузку», а также назначения антиретровирусной терапии ранее уже был рассмотрен, давался ответ за ... от 14.10.2011 г. Дополнительно сообщено, что в соответствии с нормами действующего законодательства антиретровирусная терапия при ... назначается с учетом клинических и лабораторных данных, а также с учетом добровольного информированного согласия гражданина, которое оформляется письменно. Проведение анализов на «иммунный статус» и «вирусную нагрузку» не является решающим при диспансерном наблюдении и лечении .... Запрос выписки из амбулаторной медицинской карты «Центра по профилактике и борьбе с ...» г.Санкт-Петербурга находится в компетенции начальника ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми. Для решения этого вопроса необходимо обратиться к начальнику медицинской части учреждения. Кроме того, как следует из представленных ГУФСИН России по Республике Коми материалов, 14.10.2011 г. Савицкому Р.А. давался подробный мотивированный ответ ... на его обращение о недостатках в организации лечебно-диагностического процесса и ненадлежащее материально-бытовое обеспечение в ФКЛПУ Б-48. В частности, из приведенного ответа следует, что по данным медицинской карты стационарного больного в ... отделении больницы заявителю было проведено необходимое обследование и комплексное лечение с положительным клиническим эффектом. Результаты клинико-лабораторного исследования в пределах нормы, заболевание находится в латентной стадии. В удовлетворительном состоянии заявитель был выписан из отделения с рекомендациями врачей-специалистов по диспансерному наблюдению и лечению. Для сведения заявитель информирован, что обследование больных на иммунный статус и вирусную нагрузку проводится в плановом порядке на лабораторной базе центра по профилактике и борьбе со ... и инфекционными заболеваниями. В установленном порядке ему будет проведено предусмотренное иммунологическое исследование. В медицинской карте имеется добровольный информированный письменный отказ заявителя от предложенной пожизненной антиретровирусной терапии. при наличии высокой приверженности к лечению врачом-инфекционистом будет принято решение о назначении пожизненной терапии. Разъяснено, что заявитель может в любое время подать письменное согласие на получение данного вида лечения. Вместе с тем наличие ... само по себе не является показанием для назначения антиретровирусной терапии, так как слишком раннее ее назначение нецелесообразно. Решение о назначении больному антиретровирусной терапии принимается лечащим врачом с учетом определенных клинических и лабораторных исследований для назначения данного вида лечения. Абсолютных показаний к назначению специальной терапии в настоящее время не имеется. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти и к должностному лицу. В соответствии со ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст.1 Закона). Статьей 10 (п.1 ч.1) указанного Закона закреплена обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Согласно ст.12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу, что обращение истца от 07.11.2011 г. было рассмотрено своевременно должностным лицом ГУФСИН России по Республике Коми с направлением соответствующего ответа, бездействия со стороны должностных лиц не допущено, также как и не создано ограничений конституционных прав и свобод заявителя по рассмотрению его обращения. Доказательств того, что в обращении ставился вопрос о сообщении прокурору об отказе от пищи, заявителем не представлено, а судом не добыто. Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений. Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц. Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством. Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам устанавливаются Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Согласно ст.101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Пунктом 118 Правил предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти. В исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. Предоставляемая в ИУ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения (п.п.119, 121). Как следует из медицинских документов заявителя, в период отбывания наказания в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Республике Коми ему оказывалась необходимая медицинская помощь. В рамках настоящего дела судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГБУЗ РК «...». Из экспертного заключения ... следует: У истца Савицкого Р.А. в настоящее время имеется заболевание «...» («...»), которое было установлено при медицинском осмотре в исправительном учреждении г.Санкт-Петербурга при исследовании крови в декабре 2008 года, подтвержденный анализом от 01.12.2009 г. В связи с установлением «...» истец Савицкий Р.А. был взят на диспансерный учет («...» учет) с диагнозом ... В соответствии с установленными стандартами медицинской помощи больным с заболеванием ..., утвержденными приказами Минздравсоцразвития РФ от 09.07.2007 г. ... при постановке пациента с «...» на «Д» учет должно проводиться исследование .... Оба вида исследований проводятся не менее одного раза в год. В связи с отсутствием сведений о проведении анализов ... у истца Савицкого Р.А. в период между 01.12.2009 г. и датой поступления его в ИК-49, высказаться об очередной дате проведения анализа ... у истца Савицкого Р.А. нет возможности. По данным амбулаторной карты, состояние здоровья Савицкого Р.А. на день поступления в ИК-49 было удовлетворительным, поэтому не требовалось срочного проведения анализа ... Исследование крови у истца Савицкого Р.А. в ИК-49 ГУФСИН России по РК на ... предусмотренные приказами МЗ и СР от 09.07.2007 г. ..., было проведено 02.02.2012 г. Исследованием крови получены следующие результаты: При таких результатах ... периодичность повторных анализов продолжает оставаться на уровне одного раза в год. Полученные результаты анализа ... у истца Савицкого Р.А. от 02.02.2012 г. соответствуют ... заболевания, при которой нет основания (показания) для проведения ... терапии ... до очередного анализа .... То есть, истец Савицкий Р.А. в настоящее время не нуждается в .... О проведении больному Савицкому Р.А. ... в период его нахождения учреждениях ГУФСИН России по РК сведений в медицинских документах не имеется. При достаточно высоком уровне ... у пациента Савицкого Р.А. он не нуждается в профилактическом лечении оппортунистических инфекций. Истец Савицкий Р.А. во время стационарного лечения в ЦБ учреждения ФБЛПУБ-48 отказался от предложенной высокоактивной антиретровирусной терапии, который был задокументирован (информированным отказом), подписанным истцом Савицким Р.А. от 01.08.2011 г. Кроме того, Савицкий Р.А. отказался от повторной госпитализации в стационар ФБЛПУБ-48 для планового обследования, о чем имеется личное заявление Савицкого Р.А. от 03.02.2012 г., вложенное в его амбулаторную карту. У суда нет сомнений в достоверности выводов заключения экспертов ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы», поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов. Экспертиза проведена полно, объективно, достаточно ясно; эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Соответственно, возражения истца на экспертное заключение судом отклоняются. Таким образом, доказательств ненадлежащего и несвоевременного оказания медицинской помощи в учреждениях ГУФСИН России по Республике Коми заявителем не представлено; не усматривает их по делу и суд. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Савицкого Р.А. об оспаривании ответа, действий (бездействия) ГУФСИН России по Республике Коми удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Савицкому Р.А. в удовлетворении требований об оспаривании ответа ГУФСИН России по Республике Коми от 24.11.2011 г. на обращение от 07.11.2011 г. /о проведении иммунологического обследования, назначении антиретровирусной терапии, истребовании материалов из ..., сообщении прокурору об отказе от пищи/, а также об оспаривании действий (бездействия) ГУФСИН России по Республике Коми по непроведению иммунологического обследования за время отбывания наказания с июня 2011 года по январь 2012 года. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник