Дело №2- 3479\12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ланшакова С.В. при секретаре Фанаиловой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 апреля 2012 года дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару к Эйхвальд Н.А. о взыскании налоговой санкции, пени, налога. УСТАНОВИЛ: Инспекция ФНС России по г. Сыктывкару обратилась в суд с иском к Эйхвальд Н.А. о взыскании налоговой санкции, пени, налога в размере ... рублей. В обосновании своих требований истец указал, что в 2009 г. Эйхвальд Н.А. получен доход в размере ... руб. от продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Сыктывкар, ул. .... принадлежащей ей на праве собственности менее трех лет. В Инспекцию ФНС России по г. Сыктывкару ответчиком была представлена с целью получения имущественного налогового вычета декларация налогу на доходы за 2009 г. Инспекцией в адрес плательщика было направлено требование о предоставлении договора купли-продажи указанной выше квартиры, требование ответчиком исполнено не было. Квартира по ул. ... перешла к ответчице Эйхвальд Н.А. от гр. A.M. по наследству, следовательно, находилась в собственности Эйхвальд Н.А. менее трех лет. Таким образом, имущественный вычет в связи с продажей квартиры составил ... руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового органа составила ... руб. (... руб. * ...%). Инспекцией ФНС России по г. Сыктывкару по результатам проведения камеральной проверки был составлен акт ... от 05.08.2010 г. По выявленному нарушению Инспекцией вынесено решение ... от 17.09.2010 г. о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ. Налогоплательщику начислен штраф в размере ... % от неуплаченного в срок - 15 июля 2010 г.- налога на доходы. Представитель Инспекция ФНС России по г. Сыктывкару в судебном заседании не участвовал, в заявлении истца указано, что в случае их неявки, просят рассмотреть дело в их отсутствие, в случае неявки ответчика согласны на вынесение заочного решения. Ответчик в судебное заседание не явился, извещалась надлежаще, представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, поддержала позицию изложенную, в письменном отзыве и дополнении к нему. Заслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему: Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов осуществляется законодателем, который, как следует из статей 71 (пункты "ж", "з"), 72 (пункт "и" части 1) и 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 114 (подпункт "б" части 1), вправе проводить налоговую политику, ориентированную на определенные цели, включая создание условий для реализации права на жилище (статья 40, часть 2, Конституции Российской Федерации) и государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Осуществляя в рамках предоставленной ему дискреции нормативно-правовое регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов и определяя применительно к конкретному налогу соответствующие принципы налогообложения, законодатель должен прежде всего учитывать закрепленные Конституцией Российской Федерации и составляющие основы конституционного строя Российской Федерации принципы правового и социального государства (статья 1, часть 1; статья 7), а также принципы равенства перед законом и судом (статья 19, часть 1) и пропорциональности (статья 55), которыми ограничиваются пределы его усмотрения в этой сфере. Так, в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости, в частности, от имущественного положения, а также от других обстоятельств. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года N 7-П, принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения. В соответствии с п.п. 1 п.1 ст.220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета: при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) и вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Согласно ст. 229 ч. 1 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 настоящего Кодекса. Статьей 228 ч. 1 п.2 НК РФ предусмотрено, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков : физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности. Судом установлено, что в 2009 г. ответчиком получен доход в размере ... руб. от продажи квартиры, расположенной по адресу: г. Сыктывкар, ул. .... принадлежащей ей на праве собственности менее трех лет. В Инспекцию ФНС России по г. Сыктывкару ответчиком была представлена с целью получения имущественного налогового вычета декларация налогу на доходы за 2009 г. Согласно данной декларации, т.е. по данным самого ответчика сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила ... рублей. По данным же налогового органа уплате в бюджет подлежит сумма налога на доходы в размере ... руб. Инспекцией в адрес плательщика было направлено требование о предоставлении договора купли-продажи указанной выше квартиры, требование ответчиком исполнено не было. Согласно договора об уступке прав требования от 17 мая 2004 г. указанная квартира принадлежала мужу ответчицы - А.М. в полной собственности. Данный факт подтверждается свидетельством о госрегистрации права от 13.04.2005 г. Гражданин A.M. умер что подтверждается свидетельством о смерти от 26.03.2008 г. Инспекцией ФНС России по г. Сыктывкару по результатам проведения камеральной проверки был составлен акт ... от 05.08.2010 г. В срок, установленный ст. 100 НК РФ, ответчиком возражения представлены не были. По выявленному нарушению Инспекцией вынесено решение ... от 17.09.2010 г. о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ. Налогоплательщику начислен штраф в размере ... % от неуплаченного в срок - 15 июля 2010 г.- налога на доходы. Сумма налоговой санкции составила ... руб. На основании ст. 75 НК РФ также начислены пени за неуплату налога в срок. О необходимости уплаты налога, пени и санкции ответчик был уведомлен требованием ... от 26.10.2010 г., о направлении которого свидетельствует реестр исходящей заказной корреспонденции. Рассматривая заявленные налоговым органом требования суд учитывает следующие. Налоговые обязательства граждан являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны. Возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление гражданина в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. С учетом этого в пункте 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующей отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации объектами жилищных прав признает жилые помещения, т.е. изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан, а именно отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (части 1 и 2 статьи 15), и относит к жилым помещениям жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату (часть 1 статьи 16). Следовательно, жилищное законодательство не рассматривает часть комнаты в качестве самостоятельного объекта жилищных отношений. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности, при этом оно может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса российской Федерации, совместная собственность супругов имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода. Установлено, что указанное жилое помещение, находилось в собственности А.М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № .... ** ** ** А.М. умер, о чем выдано свидетельство о смерти за ... от 26.03.2008 г. Отсюда следует, что объект налогообложения – квартира по адресу: г. Сыктывкар, ул. ... имела режим совместной собственности супругов, соответственно 1... доля указанного жилого помещения находилась в собственности Эйхвальд Н.А. более трех лет. Таким образом, как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 2 ноября 2006 г., реализация предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации общих правил применения имущественного налогового вычета при определении налоговой базы (в части определения периода, в течение которого отчужденное налогоплательщиком имущество находилось в его собственности) в системе действующего правового регулирования предполагает учет предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации правоустанавливающих обстоятельств, в частности относительно определения основания и момента возникновения права собственности на соответствующее имущество налогоплательщика. Иное приводило бы к установлению необоснованных различий в налогообложении физических лиц (в частности, супругов в случае прекращения действия режима совместной собственности супругов в связи со смертью одного из них) и тем самым - к ущемлению в налоговых правоотношениях их прав и законных интересов, а значит, нарушало бы принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) и вытекающее из него правило равного и справедливого налогообложения. Исходя из изложенного, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила: (...:2 -...*...%) = ... руб., а сумма пени за неуплату налога соответственно составит (просрочка уплаты налога с 15.07 по 17.09.2010 г.(кол-во дней просрочки)* на ... действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (7. 75))= ... рублей. В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ, налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 114 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействий) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации. Этому корреспондирует толкование статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, данное в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Согласно его пункту 29 при оспаривании решения о привлечении к налоговой ответственности, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту налоговой проверки. Учитывая, что налоговым органом была неправильно исчислена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, суд считает, что оснований для привлечения Эйхвальд Н.А. к ответственности в виде штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ не имеется. Таким образом, учитывая изложенное и приведенные нормы закона, суд считает, что требования ИФНС Росси по г. Сыктывкару подлежат частичному удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару частично. Взыскать с Эйхвальд Н.А. недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере ... рублей и пени в размере ... рублей, а всего взыскать 135 ... рублей. В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару к Эйхвальд Н.А. о взыскании налоговой санкции в размере ... рублей отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца в апелляционном порядке. Судья С.В. Ланшаков