Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И., при секретаре Алябушевой Е.В., с участием прокурора Загидулиной Л.В., представителя ответчика Полищук Э.О., представителей третьих лиц Лескова В.С., Колпащикова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 01 июня 2012 года гражданское дело по иску Прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» об обязательстве устранить нарушения правил пожарной безопасности, установил: Прокурор г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному автономному учреждению Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» об обязательстве в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: ..., а именно: 1) оборудовать здание общежития автоматической системой пожарной сигнализации (с установкой в помещениях квартир (комнат) автономных оптико-электронных дымовых пожарных извещателей); 2) оборудовать здание общежития системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по 3-му типу (речевой с передачей специальных текстов); 3) оборудовать административно-бытовые помещения 1-го этажа системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по 2-му типу; 4) в административно бытовых помещениях 1-го этажа части помещений различных классов функциональной опасности (офисные помещения, класса Ф 4.3 от помещения электрощитовой, класса Ф 5.1) разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарными дверями); 5) оборудовать эвакуационные выходы в здании общежития световыми оповещателями «Выход» (эвакуационные выходы, ведущие непосредственно на улицу и выходы, ведущие из секций на общую лестничную площадку; 6) исключить применение горючих материалов (деревянная доска, линолеум) па путях эвакуации (общие коридоры административных помещений на 1-м этаже, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й этажи здания общежития) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2; 7) обеспечить открывание в здании общежития дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания (двери секций со 2-го по 5-й этажи); 8) оборудовать этажи общежития класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 2-мя эвакуационными выходами (2-й, 3-й, 4-й, 5-й этажи здания общежития); 9) оборудовать двери лестничных клеток (с 1-го по 5-й этажи) устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; 10) укомплектовать пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода рукавами и стволами (административные помещения 1-го этажа, 2-й этаж общежития); 11) обеспечить недопущение в здании общежития изменения объемно-планировочных решений (допущено устройство деревянных перегородок в общих коридорах на путях эвакуации 2-го,3-го,4-го этажей), в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей; 12) обеспечить недопущение в лестничной клетке 1-го этажа устройства кладовой; 13) обеспечить помещения общежития первичными средствами пожаротушения, огнетушителями в соответствии с приложением №3 ППП-М-03 в РФ; 14) оборудовать здание общежития индивидуальными спасательными устройствами (комплексом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одного устройства на 30 человек, находящихся на этаже здания; 15) провести проверку сети внутреннего противопожарного водопровода на требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения; 16) провести эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы и ограждения на крыше; 17) обеспечить при эксплуатации эвакуационных путей и выходов соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности; 18) осуществить контроль за техническим состоянием электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, в соответствии с п.2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики от 13.01.2003 г. №6 (не проведен замер сопротивления изоляции электропроводки и электрооборудования); 19) осуществить эксплуатацию электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, в соответствии с п.2.1.21 Правил устройства электроустановок (издание №6) (допускается эксплуатация соединений электропроводов в распределительных коробках, выполненных при помощи скруток); 20) установить для здания общежития распорядительным документом соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, где необходимо: определить и оборудовать места для курения, определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня, регламентировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончанию работы, регламентировать порядок действий работников в случае пожара, определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначить ответственных за их проведение; 21) вывесить в здании общежития планы эвакуации людей на случай пожара, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные. Эвакуационные. Требования и методы контроля». К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство образования Республики Коми и Агентство Республики Коми по управлению имуществом. В судебном заседании прокурор, представитель Отдела надзорной деятельности г.Сыктывкара Лесков В.С. поддержали заявленные требования. Представитель ответчика Полищук Э.О. с иском не согласилась, указав, что Министерство образования Республики Коми как распорядитель бюджета не выделяет необходимых денежных средств для содержания указанного общежития, находящегося в оперативном управлении учреждения; кроме того, полагала, что надлежащим ответчиком по делу является Агентство Республики Коми по управлению имуществом как собственник здания. Также полагала недостаточным для устранения нарушений заявленный прокурором трехмесячный срок. Представитель Министерства образования Республики Коми Колпащиков А.А., не возражая против удовлетворения требований прокурора, просил установить более продолжительный срок для устранения нарушений. Представитель Агентства Республики Коми по управлению имуществом в судебное заседание не явился, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Коми полномочий органов государственной власти Республики Коми в сфере образования, путем обеспечения условий для развития личности обучающихся через реализацию дополнительных образовательных программ, а также эффективного решения вопросов в сфере детского и юношеского отдыха и туризма. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество в оперативном управлении, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством. В оперативном управлении ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» находится здание общежития, расположенного по адресу: ... которое является государственным имуществом Республики Коми. В период с 14.03.2012 г. по 20.03.2012 г. на основании распоряжения заместителя начальника отдела надзорной деятельности г.Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по Республике Коми была проведена проверка, в результате которой установлено, что ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» допущены нарушения требований правил пожарной безопасности. По результатам проверки в адрес ответчика вынесено предписание ... по устранению в срок до 22.08.2012 г. требований пожарной безопасности, указанных в заявлении прокурора. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии со ст.37 указанного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313. Согласно п.10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Соответственно, ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» как балансодержатель указанного здания общежития является надлежащим ответчиком по делу. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, нарушают их права на защиту жизни и здоровья, создают предпосылки для возникновения пожароопасной ситуации, могут способствовать быстрому распространению огня, препятствовать ликвидации пожара и спасению людей. На основании изложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Прокурора г.Сыктывкара об обязательстве ответчика устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить заявление Прокурора г.Сыктывкара. Обязать Государственное автономное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: ..., а именно: - оборудовать здание общежития автоматической системой пожарной сигнализации (с установкой в помещениях квартир (комнат) автономных оптико-электронных дымовых пожарных извещателей); - оборудовать здание общежития системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по 3-му типу (речевой с передачей специальных текстов); - оборудовать административно-бытовые помещения 1-го этажа системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по 2-му типу.; - в административно бытовых помещениях 1-го этажа части помещений различных классов функциональной опасности (офисные помещения, класса Ф 4.3 от помещения электрощитовой, класса Ф 5.1) разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарными дверями); - оборудовать эвакуационные выходы в здании общежития световыми оповещателями «Выход» (эвакуационные выходы, ведущие непосредственно на улицу и выходы, ведущие из секций на общую лестничную площадку; - исключить применение горючих материалов (деревянная доска, линолеум) па путях эвакуации (общие коридоры административных помещений на 1-м этаже, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й этажи здания общежития) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2; - обеспечить открывание в здании общежития дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания (двери секций со 2-го по 5-й этажи); - оборудовать этажи общежития класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 2-мя эвакуационными выходами (2-й, 3-й, 4-й, 5-й этажи здания общежития); - оборудовать двери лестничных клеток (с 1-го по 5-й этажи) устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; - укомплектовать пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода рукавами и стволами (административные помещения 1-го этажа, 2-й этаж общежития); - обеспечить недопущение в здании общежития изменения объемно-планировочных решений (допущено устройство деревянных перегородок в общих коридорах на путях эвакуации 2-го,3-го,4-го этажей), в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей; - обеспечить недопущение в лестничной клетке 1-го этажа устройства кладовой; - обеспечить помещения общежития первичными средствами пожаротушения, огнетушителями в соответствии с приложением №3 ППП-М-03 в РФ; - оборудовать здание общежития индивидуальными спасательными устройствами (комплексом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одного устройства на 30 человек, находящихся на этаже здания; - провести проверку сети внутреннего противопожарного водопровода на требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения; - провести эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы и ограждения на крыше; - обеспечить при эксплуатации эвакуационных путей и выходов соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности; - осуществить контроль за техническим состоянием электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, в соответствии с п.2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики от 13.01.2003 г. №6 (не проведен замер сопротивления изоляции электропроводки и электрооборудования); - осуществить эксплуатацию электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, в соответствии с п.2.1.21 Правил устройства электроустановок (издание №6) (допускается эксплуатация соединений электропроводов в распределительных коробках, выполненных при помощи скруток); - установить для здания общежития распорядительным документом соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, где необходимо: определить и оборудовать места для курения, определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня, регламентировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончанию работы, регламентировать порядок действий работников в случае пожара, определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначить ответственных за их проведение; - вывесить в здании общежития планы эвакуации людей на случай пожара, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные. Эвакуационные. Требования и методы контроля». На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник