О признании отказа незаконным



Дело № 2-3827/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Литиковой М.Е.,

с участием представителя ответчика Павлюка А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

29 мая 2012 года гражданское дело по жалобе Ахметова М.М. об оспаривании действий Прокуратуры Республики Коми,

установил:

Ахметов А.А. обратился в суд с жалобой об оспаривании действий Прокуратуры Республики Коми, обязательстве рассмотреть по существу жалобу на ответ Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дяченко А.В. от 01.12.2011 г.

В обоснование заявленных требований Ахметов А.А. указал, что 01.03.2012 г. он направил в Прокуратуру Республики Коми обращение по факту незаконного применения к нему 19.09.2011 г. физической силы и специальных средств сотрудниками ИК-..., в котором также выражал несогласие с ответом Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дяченко А.В. При этом прокурор Дяченко А.В., вызвав заявителя на прием 26.03.2012 г., сообщил, что данное обращение Прокуратурой Республики Коми направлено для рассмотрения ему же.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Ахметова М.М.

Представитель Прокуратуры Республики Коми с жалобой не согласился, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ахметов М.М. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-... ГУФСИН России по Республике Коми.

11.03.2012 г. в Прокуратуру Республики Коми поступило обращение Ахметова А.А., в котором он указывал на несогласие с ответом Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 01.12.2011 г., согласно которому 19.09.2011 г. физическая сила и специальные средства к нему не применялись; заявитель полагал, что проверка специализированным прокурором была проведена не в полном объеме; просил провести проверку по факту причинения ему телесных повреждений 19.09.2011 г.

По результатам проверки обращение Ахметова М.М. удовлетворено частично с принятием мер прокурорского реагирования, о чем ему дан мотивированный ответ от 09.04.2012 г. за подписью начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Прокуратуры Республики Коми Ю.В. При этом доводы Ахметова М.М. о применении к нему 19.09.2011 г. физической силы и спецсредств сотрудниками ИК-49 в ходе проверки своего подтверждения не нашли.

В соответствии со ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти и к должностному лицу.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст.1 Закона).

Статьей 10 (п.1 ч.1) указанного Закона закреплена обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

На основании ст.12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (ч.5 ст.10 Закона).

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 г. №200 была утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации, которая разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Пунктом 3.7 Инструкции запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу, что обращение /жалоба/ Ахметова А.А. рассмотрено правомочным должностным лицом органа прокуратуры, проводившим соответствующую проверку, – начальником отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Бозовым Ю.В. /вышестоящим по отношению к прокурору, на несогласие с ответом которого было указано в обращении/, при этом в пределах полномочий заявителю был дан подробный ответ по существу его обращения. По убеждению суда, обращение заявителя было рассмотрено своевременно, бездействия со стороны должностных лиц органов прокуратуры не допущено, также как и не создано ограничений конституционных прав и свобод заявителя по рассмотрению его обращения.

Несогласие заявителя с содержанием указанного ответа, по убеждению суда, не влечет его незаконности.

Таким образом, суд не усматривает по делу нарушений прав заявителя, перечисленных им в заявлении, поскольку в пределах полномочий должностным лицом Прокуратуры Республики Коми Ахметову М.М. по существу его обращения был дан ответ, соответствующий действующим правовым нормам.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Ахметову М.М. в удовлетворении требований к Прокуратуре Республики Коми об оспаривании действий, обязательстве рассмотреть по существу жалобу на ответ Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дяченко А.В. от 01.12.2011 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

-32300: transport error - HTTP status code was not 200