о восстановлении нарушенного права и возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Ветеран боевых действий» до 01.01.2005 года



Дело № 2-3155/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

В составе председательствующей судьи Огневой С.Б.,

При секретаре Волыцкой Ю.В.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 03 мая 2012 года гражданское дело по иску Прокоповича Р.Н. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о восстановлении нарушенного права и возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Ветеран боевых действий» до 01.01.2005 года,

Установил:

Прокопович Р.Н. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по восстановлению права на постановку в очередь на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений, ссылаясь на то, что в 2002 году он был принят на учет для получения жилого помещения на общих основаниях. 30.03.2005 г. года он получил удостоверение "Ветерана боевых действий", которые начали выдаваться в 2004 году в соответствии с приказом Минобороны ... от 19.12.2003 г. В ноябре 2011 года он обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» по вопросу включения в льготную очередь по категории «ветеран боевых действий» с датой постановки на учет до 01.01.2005 г., ответом от 19.12.2011 г. ему было отказано. Полагал, что поскольку, он был принят на учет нуждающихся до 01.01.2005 г., он должен быть включен и в льготную очередь граждан для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Военный комиссариат Республики Коми.

В судебном заседании истец на иске настаивал, ссылаясь, что не знал о том, что удостоверения "Ветеран боевых действий» начали выдаваться с июля 2004 года. Ему было известно, что в 2002 году он был поставлен на учет нуждающихся в общую очередь без учета льготной, о чем получал извещения. С заявлением о постановке на учет по категории «Ветеран боевых действий» после получения удостоверения он обратился впервые в 2011 году.

Представитель ответчика иск не признала, указав, что с заявлением о постановке на учет по категории «Ветеран боевых действий» с приложением соответствующего удостоверения истец обратился лишь ноябре 2011 года, поэтому оснований для постановки его на учет с датой до 01.01.2005 года у администрации не имелось. Истцу был разъяснен порядок на получение единовременной денежной выплаты.

Представитель третьего лица оставил решение на усмотрение суда. Пояснил, что только удостоверение дает право на получение льгот, установленных п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», в том числе на обеспечение жильем, которые стали действовать для истца с 1 января 2004 года. Удостоверения выдавались Военкоматом по результату рассмотрения вопроса о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» на основании заявлений граждан, проходивших военную службу на территории ... региона. С заявлением о выдаче такого удостоверения истец обратился 09.03.2005 г. и 30.03.2005 г. ему оно было выдано. Справки, которые выдавались для предоставления в органы соцзащиты для получения льгот по республиканскому закону, не давали право на получение льгот на жилье по федеральному законодательству.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, учитывая следующее.

Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 158-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии с которым с 1 января 2004 г. в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принимавших участие в боевых действиях и контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации начали действовать дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов боевых действий, в том числе первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В силу п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

При этом в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 ЖК РСФСР. Вопросы вступления в силу ЖК РФ и применения его к отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г. урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.

Судом установлено, что с 22.12.1998 г. по 04.05.2000 г., в том числе с 30.09.1999 г. по 30.12.1999 г. истец выполнял специальное задание в условиях вооруженного конфликта в Республике Чечня.

04.01.2002 г. Прокопович Р.Н. обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о постановке на учет нуждающихся для получения жилого помещения.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.01.2002 г. ... истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях с 04.01.2002 г. без учета льготников.

На момент постановки на учет, а также и в настоящее время истец проживает в кв. ... по ул. ... г. Сыктывкара, где и зарегистрирован все это время. Указанное жилое помещение принадлежит его матери Т.Л., проживающей в ...

09.03.2005 г. истец подал в Военкомат г. Сыктывкара заявление и документы для признания его ветераном боевых действий, в результате чего 30.03.2005 г. ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий, в соответствии с которым он имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

28.11.2011 г. истец обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении его в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «Ветеран боевых действий» с датой постановки на учет до 01.01.2005 г.

Письмом от 19.12.2011 года за исх. ... истец получил ответ о том, что действующий ЖК РФ не предусматривает включение граждан в льготные очереди граждан до 01.03.2005 г.

Из вышеуказанных норм законодательства следует, что возможность первоочередного бесплатного предоставления жилого помещения возникла у Прокоповича Р.Н. не ранее даты выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий и с даты фактического предоставления им указанного удостоверения в качестве основания для реализации указанной возможности в администрацию МО ГО «Сыктывкар».

Из справки Военкомата по г. Сыктывкару от 11.03.2012 г. следует, что выдача удостоверений в соответствии с постановлением Правительства ... от 19.12.2003 г. была начата в июле 2004 г. после выхода приказа Минобороны РФ от 15.03.2004 г. ...

Удостоверение получено истцом 30.03.2005 г., которое он предоставил в администрацию лишь в 2011 году.

В настоящее время ЖК РФ исключил возможность первоочередного предоставления жилых помещений, а ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке, в связи с наличием у них статуса ветерана боевых действий, поэтому истец утратил возможность предоставления ему жилого помещения в первоочередном порядке.

Довод истца о том, что он должен быть поставлен в список на первоочередное получение бесплатное жилье до 1 января 2005 года необоснован, в материалах дела отсутствует решение о постановке истца на учет как лица, имеющего право на предоставление жилой площади в первоочередном порядке до внесения изменений в действующее законодательство.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокоповича Р.Н. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о восстановлении нарушенного права и возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Ветеран боевых действий» с датой постановки на учет до 01.01.2005 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Огнева С.Б.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200