О обеспечении бесплатным питанием



Дело № 2-2055/2012 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.

при секретаре Дуркиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 июня 2012 года гражданское дело по иску прокурора г. Сыктывкара в интересах Морохина Н.В. к МОУ Гимназия, Правительству Республики Коми, Министерству финансов Российской Федерации об обязании организовать бесплатное питание ребенка Морохина Н.В., предоставлении социальной поддержки многодетной семье, о обязании осуществлять финансирование, признании незаконным бездействие Правительства Республики Коми по неисполнению Указа Президента Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Морохина Н.В. к МОУ Гимназия (Коми национальная гимназия) об обязании организовать бесплатное питание (завтраки, обеды) для ребенка Морохина Н.В. – В.Н., являющегося учащимся данного образовательного учреждения, к Правительству Республики Коми о предоставлении социальной поддержки многодетной семье Морохина Н.В. в виде предоставления бесплатного питания (завтраки, обеды) в МОУ Гимназия В.Н. бесплатного обеспечения в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещении школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения его в общеобразовательной школе, к Министерству финансов Российской Федерации об обязании за счет средств казны Российской Федерации осуществлять финансирование по предоставлению бесплатного питания (завтраки, обеды) В.Н., по обеспечению в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещении школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения его в общеобразовательной школе, к Правительству Республики Коми о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в части установления для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из многодетных семей бесплатного питания (завтраки и обеды), бесплатного обеспечения с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения его в общеобразовательной школе, бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок один день в месяц.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании п. «б» ст.1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 года №431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга необходимо установить для многодетных семей меры социальной поддержки. Проверкой, проведенной прокуратурой города, установлено, что с 1992 года и по настоящее время Министерством финансов РФ, Правительством Республики Коми меры по исполнению Указа Президента РФ не предпринимались, до настоящего времени в Российской Федерации, в Республике Коми не принят нормативно - правовой акт, регламентирующий порядок и условия предоставления социальных гарантий для многодетных семей. При проведении проверки установлено, что Морохин Н.В. является многодетным отцом, имеет на воспитании троих несовершеннолетних детей В.Н., А., М.. В.Н. является учащимся 1 класса МОУ Гимназия, получает в школе только бесплатные завтраки на основании Постановления Правительства РК от 10.12.2010 года №439 «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на мероприятия по организации питания обучающихся 1-4 классов в муниципальных образовательных учреждениях в Республике Коми, реализующих программу начального общего образования», законные права В.Н. на предоставление бесплатного питания в виде обедов в МОУ Гимназия не реализуются. Администрацией МОУ Гимназия не приняты меры по организации бесплатного питания детей из многодетных семей по причине отсутствия финансирования затрат на данные услуги, а также по причине отсутствия установленного порядка предоставления бесплатного питания данной категории граждан. Многодетной семье Морохиных не предоставляются меры социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой ввиду имеющегося пробела в законодательстве.

Морохин Н.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, прокурор г. Сыктывкара поддержала заявленные исковые требования.

Представители ответчиков МОУ Гимназия, Правительства Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми не признали иск прокурора г. Сыктывкара.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что Морохин Н.В. является многодетным отцом, имеет на воспитании троих несовершеннолетних детей В.Н., А., М.. В.Н. является учащимся 1 класса МОУ Гимназия.

Семья Морохина Н.В. статуса малоимущей не имеет и как многодетная семья пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренными ст. 19 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 года 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Положениями ст.19 Закона Республики Коми №55-РЗ от 12.11.2004 года «О социальной поддержке населения в Республике Коми» установлено, что многодетным семьям, имеющим и воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 30 процентов указанным семьям за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 30 процентов указанным семьям коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива; первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения; пособие на оплату проезда детей, являющихся учащимися общеобразовательных учреждений, в пассажирском транспорте в расчете на каждого; первоочередное получение садово-огородных участков.

На основании норм Закона Республики Коми от 26.12.2005 N 143-РЗ «О предоставлении питания учащимся государственных общеобразовательных учреждений, государственных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, а также муниципальных общеобразовательных учреждений из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми» решение о предоставлении питания принимается государственным учреждением Республики Коми, определенным Правительством Республики Коми, по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи.

Предоставление питания осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Республики Коми №342 от 30.12.2005 года, согласно которого образовательные учреждения не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в центры по предоставлению государственных услуг табели посещаемости учащимися учебных заведений и документы, подтверждающие произведенные расходы по предоставлению питания. Финансирование расходов по предоставлению питания осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год Агентством Республики Коми по социальному развитию в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Установление мер социальной поддержки многодетных семей, порядка их предоставления является прерогативой субъекта Российской Федерации, финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется исключительно за счет средств бюджета Республики Коми. Региональные органы государственно власти не лишены права самостоятельно в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации определить объем и виды мер социальной поддержки многодетных семей путем принятия соответствующих правовых актов.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета.

В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права граждан.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

Порядок возмещения расходов до настоящего времени не разработан, финансирование предусмотренных указанным нормативным актом мер социальной поддержки на субъекты Российской Федерации не возложено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе принять нормативный правовой акт по вопросу социальной поддержки многодетных семей за счет собственных средств, самостоятельно установив объем и виды мер социальной поддержки.

Государственным Советом Республики Коми 26 декабря 2005 года принят Закон "О предоставлении питания лицам, обучающимся в государственных общеобразовательных учреждениях, государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, обучающимся за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми" № 143-РЗ, предусматривающий обеспечение бесплатным питанием в учебных заведениях только учащихся из семей, признанных в установленном порядке малоимущими, при отсутствии федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям.

На основании изложенного, не подлежит удовлетворению требование истца об обязании организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) для ребенка Морохина Н.В., являющегося учащимся образовательного учреждения, поскольку в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Сыктывкара предоставляется бесплатное питание обучающимся из семей, которые в установленном порядке признаны малоимущими.

Законом Республики Коми от 05.04.2005 года N 31-РЗ «О льготах, предоставляемых отдельным категориям граждан при посещении государственных учреждений культуры Республики Коми» установлены льготы при посещении платных мероприятий, организуемых государственными учреждениями культуры Республики Коми, детям дошкольного возраста, учащимся, а также обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и образовательных учреждениях среднего профессионального образования студентам, инвалидам, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Вместе с тем, региональное действующее законодательство не предусматривает в этой сфере социальную поддержку семьям, имеющим статус многодетной.

Также не разработаны нормативные документы, регулирующие выплаты многодетным семьям стоимости школьной и спортивной формы, не предусмотрено бесплатное обеспечение данной формой.

В своем заявлении прокурор по существу ставит вопрос об обязании Правительства Республики Коми издать соответствующие нормативные правовые акты по установлению мер социальной поддержки многодетных семей.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Исходя из данного конституционного принципа разделения властей, суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать Правительство Республики Коми принять соответствующие нормативные правовые акты с учетом права органа исполнительной власти в лице Правительства Республики Коми по решению вопросов, относящихся сугубо к его компетенции.

На основании изложенного, исковые требования, заявленные прокурором г. Сыктывкара к Правительству Республики Коми и Министерству финансов Российской Федерации, не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору г. Сыктывкара, выступающего в интересах Морохина Н.В., в иске к МОУ Гимназия об обязании организовать бесплатное питание (завтраки, обеды) для ребенка Морохина Н.В. – В.Н., являющегося учащимся данного образовательного учреждения - отказать.

Прокурору г. Сыктывкара, выступающего в интересах Морохина Н.В., в иске к Правительству Республики Коми о предоставлении социальной поддержки многодетной семье Морохина Н.В. в виде предоставления бесплатного питания (завтраки, обеды) в МОУ Гимназия В.Н. бесплатного обеспечения в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения его в общеобразовательной школе - отказать.

Прокурору г. Сыктывкара, выступающего в интересах Морохина Н.В., в иске к Министерству финансов Российской Федерации об обязании за счет средств казны Российской Федерации осуществлять финансирование по предоставлению бесплатного питания (завтраки, обеды) В.Н. по обеспечению в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения его в общеобразовательной школе - отказать.

Прокурору г. Сыктывкара, выступающего в интересах Морохина Н.В., в иске к Правительству Республики Коми о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в части установления для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из многодетных семей бесплатного питания (завтраки и обеды), бесплатного обеспечения с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения их в общеобразовательной школе, бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок один день в месяц - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд.

Судья Г.Н. Маркова

Судья Г.Н. Маркова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200