О признании права на обеспечение жилым помещением



2-365/2012

Именем Российской Федерации

Сыктывкарского городского суда в составе

Председательствующего судьи Ланшакова С.В

при секретаре Фанаиловой Е.А

Рассмотрев в открытом судебном заседании 15 марта 2012 года дело по иску Сивкова В.М. к Министерству Архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета, как не имеющего жилого помещения для постоянного проживания и суд,

установила:

Сивков В.М обратился в суд с иском к Министерству Архитектуры, строительства и коммунального хозяйства о признании его нуждающимся а обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета, как не имеющего жилого помещения для постоянного проживания.В дело в качестве третьего лица была привлечена Администрация МО ГО « Сыктывкар»

Сивков В.М просил рассмотреть дело в его отсутствии, имеется письменное заявление. Ответчик с иском был не согласен. Представитель Администрации МО ГО « Сыктывкар» участия в судебном заседании не принял.

Заслушав представителя Министерства Архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, исследовав все материалы дела, суд пришел к выводу, что в иске Сивкову В.М следует отказать по следующим обстоятельствам.

Судом установлено, что Сивков В.М проходил военную службу в войсковой части 2109 Федеральной службы безопасности Федеральной пограничной службы Российской Федерации, в должности .... Он имеет выслугу ... лет ... дней, льготная ... лет ... месяца и ... дней, а всего ... лет ... месяца ... дней. Сивков В.М был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

В период службы семья Сивкова В.М была поставлена на учет в улучшении жилищных условий и по ордеру ... от 23 июня 1990 года, выданного исполнительным комитетом Ленинского района Совета народных депутатов, заявителю и членам его семьи – супруге Ф.В, сыновьям В.В, Сивкову М.В была предоставлена квартира по адресу г ... ул .... 8 октября 2007 года по договору приватизации данная квартира перешла в собственность Ф.В. Сам Сивков В.М, как и дети М.В, В.В от участия в приватизации отказались, что подтверждено их заявлениями в Комитет имущественных отношений города ....

В 2011 году Сивков В.М был поставлена на учет на получение жилья в городе Сыктывкаре, но был исключен с очереди – на основании Постановления администрации МО ГО « Сыктывкар» от 14 сентября 2011 года за .... 11 декабря 2011 года он направил письмо о включении его в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета с составом семьи ... человек в Минархстрой РК, но письмом от 29 июля 2011 года ... Минархстрой отказал в праве на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета и включении в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что Сивков В.М имеет право на жилое помещение по адресу г ... ул ..., данное жилье не сдал, что является основанием в соответствии с п 10 части 2 статьи 3 Закона Республики Коми от 1 марта 2011 года № 19 РЗ « О порядке предоставления отдельным категориям граждан, установленным Федеральным законом « О статусе военнослужащих» и Федеральным законом « О внесении изменений в Федеральный закон» О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан «, жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и о наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по предоставлению данным категориям граждан жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения / далее Закон республики Коми/ для утраты права состоять в очереди на улучшение жилищных условий..

Заявитель в исковом заявлении полагал, что он не утратил права состоять в очереди на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, приватизация квартиры в городе ... не ухудшило его жилищные условия и он полагал, что в соответствии с Законом « О статусе военнослужащих» норма предоставления ему жилого помещения составляет ... кв.м общей площади на одного человека. Однако суд не может согласиться с его доводами.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 (далее - Инструкция).

Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих, согласно п. 27 и 37 Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче в КЭЧ района жилья, полученного от Министерства обороны РФ.

Согласно разъяснениям Главного квартирно-эксплуатационного управления ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.

Сивков В.М не принял мер к сдаче, обмену кв ... по ул ... и более того в 2007 году, отказавшись от своей доли, подал в приватизационный комитет администрации заверенное заявление о своем согласии на приватизацию жилья без включения его в число собственников.

Кроме того, Сивков В.М не обратился с просьбой о предоставлении членам семьи другого жилого помещения в части, причитающейся им от общей площади квартиры, как то предусматривает п. 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ.

Таким образом, Сивков В.М добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны жильем, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге не приняв должных мер к выделению причитающейся ему доли, обмену либо разделу спорного жилого помещения, и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам.

В соответствии с Правилами учета военнослужащих подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года за № 1054 п 10 п д установлено, что не признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

В соответствии со ст 19 ФЗ от 209 декабря 2004 года за № 189-ФЗ « О введение в действие жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что сохраняют право на жилое помещение бывшие члены семьи собственника жилого помещения, участвовавшие в приватизации жилого помещения и имевшие равное право пользования жилым помещением с лицом, его приватизировавшим.. Таким образом право на отказ от приватизации не лишает права пользования жилым помещением наравне с другими членами семьи

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 декабря 2010 года за № 342-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон от 8 декабря 2010 года № 342 ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « О статусе военнослужащих « и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан.

Согласно данному закону статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 ФЗ « О статусе военнослужащих» дополнена п 2.1 « Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижению ими предельного возраста предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 и более и которые до 1 января 20005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы в форме предоставления

жилого помещения в собственность бесплатно

жилого помещения по договору социального найма

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Сивков В.М в настоящее время не состоит на учете граждан, уволенных с военной службы, так как исключен с очереди военнослужащих на основании Постановления администрации МО ГО « Сыктывкар» от 14 сентября 2009 года за ..., прав на кв ... не утратил, то его требования не могут быть удовлетворены, так как жилые помещения предоставляются лицам состоящим в очереди в муниципальном органе власти и он обязан сдать полученное им жилье.

Руководствуясь ст 193-198 ГПК РФ суд,

Решил

В иске Сивкову В.М. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета, как не имеющего жилого помещения для постоянного проживания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца в апелляционном порядке со дня составления мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд.

Председательствующий С.В Ланшаков.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200