О выплате единоврененной денежной компенсации



Дело № 2-3482/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд РК

В составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.

При секретаре Дуркиной Г.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 июня 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Княжпогостского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов Клочко П.А. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Министерству финансов Республики Коми, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании действий Агентства Республики Коми по социальному развитию, выразившиеся в предоставлении в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сведений об инвалидах, состоящих на учете для обеспечения транспортными средствами в органах социальной защиты, без учета Клочко П.А., незаконными, взыскании с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Клочко П.А. единовременную денежную компенсацию в размере ... руб.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Княжпогостского района РК в защиту прав и законных интересах Клочко П.А. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию об обязании выплатить единовременную денежную компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля.

В обосновании требований указал, что в ** ** ** году истцу, являющегося инвалидом ... группы, органами социальной защиты был предоставлен автомобиль ..., по вопросу замены которого Клочко П.А. обратился в ** ** ** году в связи с истечением 7 – летнего срока эксплуатации. Согласно приказа Министра труда и социального развития РК в ** ** ** году Клочко П.А. был предложен автомобиль ... на условиях приобретения с доплатой 40% от его стоимости, фактически транспортное средство истцу не предоставлялось, документальное подтверждение отказа Клочко П.А. в получении автомобиля в ** ** ** году не имеется. Действующим законодательством не предусмотрено снятие с учета граждан – инвалидов в связи с отказом от получения транспортного средства на льготных условиях. Нуждаемость Клочко П.А. в получении автотранспорта подтверждается справкой Коми республиканского бюро МСЭ г. Сыктывкара от ** ** ** года № ....

Ответчик представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что Клочко П.А. ** ** ** года отказался от предложенного автомобиля, в связи с чем не был указан в информации Управления социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по Княжпогостскому району об инвалидах, желающих получить единовременную денежную выплату взамен транспортного средства. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до ** ** ** года (до момента прекращения постановки инвалидов на учет), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами. В период действия программы Агентство выполнило свои обязательства, направив в Минздравсоцразвития РФ сведения об инвалидах, которые на ** ** ** года состояли на учете для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Из отзыва Министерства здравоохранения и социального развития РФ следует, что предоставление льгот отдельным категориям инвалидов в виде обеспечения транспортным средством или единовременной денежной компенсацией осуществлялось Минздравсоцразвития России в 2008 -2009 годах. В настоящее время реализация Указа № 685 и Постановления № 670 завершена.

** ** ** года в суд представлено дополнение исковых требований, прокурор Княжпогостского района Республики Коми просит признать действия Агентства Республики Коми по социальному развитию, выразившиеся в предоставлении в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сведений об инвалидах, состоящих на учете для обеспечения транспортными средствами в органах социальной защиты, без учета Клочко П.А., незаконными, взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Клочко П.А. единовременную денежную компенсацию в размере ... руб.

В обоснование уточненных требований указал, что Агентство РК по социальному развитию ненадлежащим образом исполнило свои обязанности по ведению списка, при принятии ответчиком решения не было учтено, что отсутствие заявления Клочко П.А. не является основанием для исключения (невключения) его в список лиц, которые состояли на учете. Ненадлежащим исполнением Агентством РК по социальному развитию обязанности по своевременному предоставлению в Минздравсоцразвития России сведений в отношении Клочко П.А. последний был лишен права на получение единовременной денежной выплаты взамен предоставления транспортного средства, вред подлежит возмещению за счет казны РК.

В судебном заседании истец на иске настаивает. Прокурор г. Сыктывкара исковые требования поддерживает.

Представитель Агентства РК по социальному раз­витию иск не признал по доводам письменного отзыва.

Представитель Министерства финансов РК указал, что выплата единовременной денежной компенсации инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля является расходным обязательством РФ.

Ответчик Минздравсоцразвития России участия не принимает, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Княжпогостского района» в судебном заседании отсутствует, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" было предусмотрено, что инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ признана утратившей силу с 1 января 2005 года.

Согласно ст. 153 указанного Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Указом Президента РФ от 06.05.2008 N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" предписано Правительству Российской Федерации осуществить меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями: в ** ** ** году - обеспечить граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере ... рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере ... рублей.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями" установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам - гражданам Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 670.

Согласно п. 2 Правил компенсация выплачивается в ** ** ** году гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, и инвалидам из числа реабилитированных лиц, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля, а также инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ N 670 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за предоставление недостоверных сведений об инвалидах, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, а также за нецелевое использование межбюджетных трансфертов.

Как следует из объяснений истца, он является инвалидом 2 группы, нуждающимся в предоставлении специального транспорта для инвалидов - автомобиля, в связи с чем состоял в очереди на получение транспортного средства по основаниям, предусмотренным ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В связи с изданием Указа Президента РФ от 06.05.2008 г. "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов", взамен автомобиля ему причиталась компенсация в размере ... руб., как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающегося в предоставлении автомобиля по состоянию на ** ** ** г. Для получения компенсации он неоднократно обращался в Агентство РК по социальному развитию, однако компенсация выплачена не была, по вине должностных лиц он не был включен в соответствующие списки инвалидов, и, соответственно, для выплаты компенсации не были выделены денежные средства из федерального бюджета. Полагает, что в связи с бездействием должностных лиц органов государственной власти, ему причинены убытки, связанные с неполучением денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля в размере ... руб.

Из материалов дела следует:

Клочко П.А. является инвалидом ... группы, состоял в очереди лиц, имеющих право на получение автотранспорта.

В ** ** ** году истцу органами социальной защиты был предоставлен автомобиль ..., по вопросу замены которого Клочко П.А. обратился в ** ** ** году в связи с истечением 7 – летнего срока эксплуатации. ** ** ** года прошел переосвидетельствование в МСЭ, имел медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства.

Из приказа Министра труда и социального развития РК от ** ** ** года без номера следует, что Клочко П.А. выделен автомобиль ... с доплатой 40% его стоимости.

Отделом социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по Княжпогостскому району представлены Агентству уточненные сведения – список инвалидов, зарегистрированных в очереди на получение автотранспорта по состоянию на ** ** ** года.

В списке указан Клочко П.А., как состоящий в очереди на получение автотранспорта, дана ссылка на отказ истца ** ** ** года от предложенного транспортного средства.

В представленной ** ** ** года Агентству РК по социальному развитию информации об инвалидах, желающих получить единовременную денежную выплату взамен транспортного средства Управлением социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по Княжпогостскому району Клочко П.А. не указан.

Агентство РК по социальному развитию сформирован и направлен в Минздравсоцразвития письмом от ** ** ** года список инвалидов, которые на ** ** ** года состояли на учете для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, для получения единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля в РК в ** ** ** году без учета Клочко П.А.

Исковые требования прокурора Княжпогостского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов Клочко П.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2008 года за N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на ** ** ** года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями" истец имеет право на единовременную денежную компенсацию в размере ... рублей.

При этом судом было принято во внимание то обстоятельство, что Клочко П.А. был поставлен на учет в органах социальной защиты населения, как лицо, нуждающееся в спецавтотранспорте по медицинским показаниям, до ** ** ** года, доказательств отказа Клочко П.А. от получения транспортного средства в ** ** ** году ответчиком суду не представлено, по каким основаниям и в связи с чем Клочко П.А. не был включен в списки инвалидов для получения единовременной компенсации ответчиком не указано. На момент вступления в законную силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Клочко П.А. не реализовал право на обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям.

Инвалиды непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с включением в списки лиц, нуждающихся в обеспечении автотранспортом или получении денежной компенсации. Клочко П.А. объективно лишен возможности контролировать процесс ведения соответствующих списков.

Ответственность за достоверность сведений о лицах, состоящих на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ, несут органы исполнительной власти субъектов РФ. Указанная ответственность на граждан законом не возложена; ненадлежащая работа органов социальной защиты населения по ведению списков инвалидов, имеющих право на получение единовременной денежной компенсации взамен получения спецавтотранспорта, не должна препятствовать реализации гражданами прав на получение социальной выплаты. Иная позиция противоречила бы ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Бездействие Агентства РК по социальному развитию привело к тому, что расходы по финансированию выплаты в пользу Клочко П.А. денежной компенсации взамен автомобиля не были запланированы, следовательно, не были включены в межбюджетные трансферты средств федерального бюджета, предоставляемые бюджету Республики Коми для осуществления компенсационных выплат инвалидам.

Именно органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации подписанные руководителями этих органов и заверенные печатью списки инвалидов, которые на ** ** ** г. состояли на учете для обеспечения транспортными средствами и получения единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Положениями ст. 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу ст. 158 БК РФ Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по выплате единовременной денежной компенсации в размере ... рублей, которой истец был лишен неправомерно, должна быть возложена на казну Республики Коми, поскольку установлена вина исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации по ненадлежащему исполнению обязанности по ведению списка инвалидов, которые на ** ** ** года состояли на учете для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, для получения единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля в РК. От имени казны РК выступает Министерство финансов РК, таким образом, следует взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Клочко П.А. единовременную денежную компенсацию в размере ... руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Княжпогостского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов Клочко П.А. - удовлетворить.

Признать незаконными действия Агентства Республики Коми по социальному развитию, выразившиеся в предоставлении в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сведений об инвалидах, состоящих на учете для обеспечения транспортными средствами в органах социальной защиты, без учета Клочко П.А..

Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Клочко П.А. единовременную денежную компенсацию в размере ... руб.

В иске к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд РК.

Председательствующий Г.Н. Маркова

Председательствующий Г.Н. Маркова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200