О взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-4665/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

с участием представителей ответчиков Яшкиной С.А., Гичева А.И., Юшкова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2012 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по иску Малыгина С.В. к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми, ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Малыгин А.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб.

В обоснование иска указал, что ** ** ** года он, находясь в штрафном изоляторе, подал дежурному помощнику начальника ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми два письменных заявления об отказе от приёма пищи до личной встречи с прокурором, адресованные на имя начальника исправительного учреждения и прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Поданные им заявления в исправительном учреждении зарегистрированы не были; заявление, адресованное прокурору, в адрес последнего не было направлено. Он в связи с объявленной голодовкой не был отселён от других осужденных. Без приёма пищи, в ожидании прокурора он провёл в штрафном изоляторе 48 дней, при этом медицинское наблюдение за ним не велось.

В результате голодовки его вес снизился на 20 килограммов, ввиду чего его здоровье было подорвано.

28 июня 2010 года после личной встречи с прокурором он прекратил голодовку, однако после голодовки медицинская помощь ему оказана также не была.

27 декабря 2010 года он, находясь в штрафном изоляторе, вновь подал письменное заявление на имя начальника колонии об отказе от приёма пищи до личной встречи с прокурором. Его заявление снова не было зарегистрировано; его не отселили от других осужденных; медицинское наблюдение за ним установлено не было.

Без приёма пищи, в ожидании прокурора он провёл 16 дней, в результате чего потерял 20 килограммов веса, чем сильно подорвал состояние своего здоровья.

О факте его голодовки прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях уведомлен не был. После голодовки медицинская помощь ему оказана не была.

В результате действий (бездействия) администрации ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми его жизнь и здоровье были поставлены под угрозу, его здоровью был причинён существенный вред.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГУФСИН России по Республике Коми, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми.

Министерством финансов Российской Федерации представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что доказательств нарушения ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми установленных правил содержания Малыгина С.В. не имеется. Доказательств, свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья Малыгина С.В., устанавливающих вину должностных лиц исправительного учреждения в причинении вреда здоровью, причинно-следственную связь между оспариваемыми действиями (бездействием) и причинённым вредом, в исковом заявлении не приведено.

ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми в письменном отзыве на исковое заявление указало, что факты воспрепятствования со стороны исправительного учреждения отправки корреспонденции Малыгина С.В. отсутствуют.

В судебном заседании истец, надлежаще извещённый о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимал, отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы.

Представители ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми Яшкина С.А., ГУФСИН России по Республике Коми - Гичев А.И., Министерства финансов Российской Федерации - Юшков А.А. иск не признали.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы надзорных производств № ..., № ..., личного дела осужденного Малыгина С.В., суд приходит к следующему.

Малыгин С.В. отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми.

Частью 4 ст. 12 УИК РФ предусмотрено, что осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Согласно частям 1 и 2 ст. 15 УИК РФ, осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные в органы, указанные в части четвертой статьи 12 данного Кодекса, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 3 ст. 15 УИК РФ).

На основании ч. 4 ст. 15 УИК РФ предложения, заявления и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные наблюдательные комиссии, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Как следует из содержания п. 49 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста РФ от 03 ноября 2005 года № 205, получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем и телеграмм без их ограничения производится только через администрацию исправительного учреждения. С этой целью в каждом изолированном участке колонии вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то должностными лицами письма изымаются для отправления. В тюрьмах, ЕПКТ, помещениях камерного типа колоний и безопасных местах письма для отправления осужденные передают представителям администрации.

Согласно п. 50 Правил, письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителю администрации в незапечатанном виде, за исключением - адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.

Каждый осужденный может изложить предложение, заявление, ходатайство или жалобу устно либо письменно (п. 57 Правил).

В силу п. 61 Правил все письменные предложения, заявления, ходатайства и жалобы направляются по адресу через администрацию исправительного учреждения. Они регистрируются в отделах специального учета или в канцелярии колонии.

Как установлено в ходе разбирательства по делу, в периоды с 14 мая по 18 июня 2010 года, с 24 декабря 2010 года по 03 января 2011 года Малыгин С.В. содержался в штрафном изоляторе за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Согласно карточке заявителя, в 2010 году в исправительном учреждении зарегистрировано два обращения Малыгина С.В. по поводу материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, высылки копий материалов по ранее направленной жалобе. Также в 2010 году исправительным учреждением направлялись обращения Малыгина С.В. в органы прокуратуры, суды, отделы судебных приставов.

Из ответа прокуратуры Республики Коми и материалов представленных надзорных производств № ..., № ... по жалобам Малыгина С.В. следует, что обстоятельства отказа последнего от приёма пищи 12 мая и 27 декабря 2010 года не проверялись ни прокуратурой Республики Коми, ни Косланской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, ответы по указанным обстоятельствам осужденному Малыгину С.В. не давались.

Факт подачи Малыгиным С.В. 12 мая, 27 декабря 2010 года письменных заявлений на имя начальника ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми и прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об отказе от приёма пищи не нашёл своего подтверждения в ходе разбирательства по делу.

Соответственно, обязанности регистрировать и отправлять указанные обращения соответствующему адресату у ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми не было.

Согласно медицинской справке, представленной ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми, в медицинской карте Малыгина С.В. за время его нахождения в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми зафиксировано два случая отказа осужденного от приёма пищи, с 22 июля по 04 августа 2011 года, с 08 по 14 февраля 2012 года. Иные случаи отказа Малыгина С.В. от приёма пищи не зафиксированы.

Таким образом, не нашёл подтверждения факт отказа Малыгина С.В. от приёма пищи 12 мая и 27 декабря 2010 года.

Частью 4 ст. 101 УИК РФ предусмотрено, что в случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям. При этом уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает принятие каких-либо иных мер, осуществление иных действий в случае отказа осужденного от приёма пищи.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при установлении факта отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи начальник места содержания под стражей или его заместитель обязан выяснить причины непринятия пищи и известить об этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей.

В случае обоснованности причин отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи администрация места содержания под стражей принимает меры к удовлетворению предъявленных данным подозреваемым или обвиняемым требований. При отсутствии возможности немедленно выполнить указанные требования подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения и принимаются меры к их удовлетворению.

Подозреваемый или обвиняемый, отказывающийся от приема пищи, содержится по возможности отдельно от других подозреваемых и обвиняемых и находится под наблюдением медицинского работника.

Меры, в том числе и принудительного характера, направленные на поддержание здоровья отказывающегося от приема пищи подозреваемого или обвиняемого, если его жизни угрожает опасность, осуществляются на основании письменного заключения врача и в присутствии медицинского работника.

Отказ от приема пищи подозреваемого или обвиняемого не препятствует его этапированию или конвоированию в другие места содержания под стражей, а также участию в следственных действиях и судебных заседаниях. При необходимости этапирование или конвоирование производятся в сопровождении медицинского работника.

Вышеприведённые положения ст. 42 названного Федерального закона к спорным правоотношениям не применимы, поскольку регулирует порядок и определяют условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено, что со стороны ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми в отношении Малыгина С.В. имели место действия (бездействие), нарушающие личные неимущественные права последнего, в удовлетворении его искового требования о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Отказать Малыгину С.В. в удовлетворении требований к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми, ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Попова

а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200