О предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-4705/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

В составе председательствующей судьи Огневой С.Б.,

При секретаре Волыцкой Ю.В.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 июня 2012 года гражданское дело по иску Елфимовой М.М. к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Елфимова М.М. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, сохраненное за ней жилое помещение – д. ... по ул. ... г. Сыктывкара признано непригодным для проживания.

В судебном заседании истец на иске настаивала. Пояснила, что после лишения родительских прав родителей, проживала у своего опекуна Е.М. в кв. ... д. ... по ул. ... г. Сыктывкара. После окончания Лесного института вернулась в закрепленный за ней дом ... по ул. ... г. Сыктывкара. Однако проживание в нем невозможно, поскольку он является неблагоустроенным, непригодным для проживания, что по ее обращению было установлено межведомственной комиссией. После этого она обратилась в суд за защитой нарушенного права, поскольку жилым помещением не обеспечена.

Представитель ответчика исковые требования не признал, полагая, что у истца утрачено право по категории детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, учитывая следующее.

Судом установлено, что Елфимова М.М., имеет статус лица по категории «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Решением Сыктывкарского городского суда РК от ** ** ** г. М.М. и Т.М. лишены родительских прав в отношении дочери Елфимовой М.М., ребенок оставлен на воспитание опекуну Е.М.

Постановлением Главы администрации г. Сыктывкара от ** ** ** г. опекуном над несовершеннолетней Елфимовой М.Н. назначена Е.М., проживающая по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., .... За несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д....

Указанный жилой дом принадлежит: Н.М. (2/3 доли), О.М. (1/6), Елфимову М.М. (1/6). Истица не имеет в собственности жилого помещения.

Из материалов дела следует, что в ** ** ** года истец окончила ГОУ ВПО ...

В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

За истицей Елфимовой М.М. при ее передаче опекуну, действительно, было закреплен жилой дом ... по ул. ... г. Сыктывкара.

В то же время, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абзац второй пункта 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. № 250-О-П и от 07.06.2011 г. № 746-О-О.

Принимая во внимание данное Конституционным Судом РФ в определении № 746-О-О от 07.06.2011 толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о праве истца на внеочередное обеспечение жильем в том числе и в том случае, когда закрепленное за ним жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

Как указал в названном Определении Конституционный Суд РФ, ЖК РФ фактически был расширен перечень оснований признания лиц, названных в п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 ст. 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 ст. 57 данного Кодекса (и учитывая, что в пункте 2 ч. 2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в ст. 37 ЖК РСФСР) норма п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 ст. 51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу ЖК РФ, так и на основании п. 2-4 ч. 1 ст. 51 (в том числе проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении от 28.05.2009 N 590-О-О различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, т.е. объективно обусловлены.

На основании ч. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

Пункт 12 Положения предусматривает, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Согласно Акту обследования жилого дома д. ... по ул. ... г. Сыктывкара , составленному межведомственной комиссией установлено, что год ввода в эксплуатацию – 1952 г., дом одноэтажный, наружные и внутренние капитальные стены бревенчатые, фундамент – кирпичный ленточный, кровля – шатровая, покрытие кровли – асбестоцементные листы. Степень благоустройства: печное отопление, электроосвещение. При визуальном осмотре здания установлено: фундамент имеет разрушения, трещины, наблюдается перекос оконных и дверных блоков. Пристройка к дому перекошена. По периметру кровли имеются сколы асбестоцементных листов. Дверной блок входной двери в дом деформирован, идет перекос. Полы просели, имеются щели, шаткость, неровности, гниль; стены поражены гнилью, имеют выпучивания, оконные блоки поражены гнилью. В связи с большим износом в процессе длительной эксплуатации здания, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, принято решение о несоответствии состояния дома 40 по ул. К.Цеткин требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

На основании акта межведомственной комиссии, заключением от ** ** ** года межведомственная комиссия приняла решение о несоответствии жилого дома ... по ул. ..., требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодности для проживания .

Согласно техническому паспорту БТИ в доме ... по ул. ... виды благоустройства отсутствуют.

Принимая во внимание, что ГО «Сыктывкар» является поселением с централизованными инженерными сетями, а в доме ... по ул. ... отсутствуют канализированная уборная, холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение, указанный жилой дом не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, в связи с чем, судом установлен факт объективной нуждаемости Елфимовой М.М. в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством.

На праве собственности Елфимовой М.М. жилье не принадлежит, государством на праве социального найма не предоставлялось.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 1 Закона РК от 22.11.2010 г. № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» с 01.01.2011 г. государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.

Статьей 2 Закона РК от 22.11.2010 г. № 139-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.

Учитывая изложенные нормы закона, обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар».

Учитывая, что Елфимова М.М., являясь сиротой, на момент прекращения опеки, после окончания обучения в ... не имела жилья, которое бы отвечало требованиям п. 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, проживание в закрепленном за ней жилом доме не безопасно для жизни и здоровья Елфимовой М.М., суд приходит к выводу о праве истца на внеочередное обеспечение жильем.

Доводы представителя ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» о том, что истец утратила право на обращение с заявлением о предоставлении жилого помещения в связи с достижением возраста 23 лет, при установленных судом обстоятельствах, несостоятельны.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Елфимовой М.М. благоустроенное жилое помещение в городе Сыктывкаре на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек размером не менее 33 кв.м. общей площади.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.

Председательствующий судья С.Б. Огнева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200