Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Смирнова А.Г., при секретаре Климовой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 июля 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Опаринского района Кировской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Северо-западная лесная компания» об обязанности обеспечить пункты сосредоточения пожарного инвентаря средствами пожаротушения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Опаринского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Северо-западная лесная компания» об обязанности обеспечить пункты сосредоточения пожарного инвентаря средствами пожаротушения в срок до 15 июня 2012 года. Указал, что проведенной проверкой в деятельности ООО «Северо-западная лесная компания» установлены нарушения законодательства об охране и защите лесов, о пожарной безопасности в лесах, а именно недостаточность наличия на пунктах сосредоточения средств пожаротушения на территории Паломицкого участкового лесничества. Ответчик ООО «Северо-западная лесная компания» представил письменный отзыв, в котором выразил несогласие с доводами прокурора, указал, что о проведении проверки юридическое лицо не было уведомлено надлежащим образом. Третье лицо Департамент лесного хозяйства Кировской области в письменном отзыве исковые требования прокурора поддержало. В судебном заседании прокурор иск поддержал. Представитель ООО «Северо-западная лесная компания» возражала, сославшись на допущенные нарушения при проведении выездной проверки. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В силу положений ст. 52 Лесного кодекса РФ, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (ст. 53.1 Лесного кодекса РФ). Приказом Минсельхоза РФ от 22.12.2008 N 549 утверждены Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, которые установлены в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах". В соответствии с п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в т.ч., соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Установлено, что ** ** ** года между Департаментом лесов Кировской области и ООО «Северо-западная лесная компания» заключен договор аренды лесного участка № ..., предметом которого является лесной участок площадью 22369 га, имеющий местоположение: Кировская область, Опаринский район, Опаринское лесничество, Моломское участковое лесничество, кварталы ...; Паломицкое участковое лесничество, кварталы ...; Волмангское участковое лесничество, кварталы ..., условный номер № ..., учетная запись в государственном лесном реестре № .... Актом проверки от ** ** ** года установлены нарушения Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, выразившиеся в отсутствии: напорные пожарные рукава в количестве 100 пог.м., трактор с плугом в количестве 1 штуки, зажигательные аппараты в количестве 2 шт., ручные инструменты: лопаты в количестве 12 шт, радиостанции УКВ в количестве 2 штук. В силу ст. ст. 56,57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Между тем, ответчиком не представлено доказательств отсутствия нарушений. Довод ответчика о нарушении прав ответчика при проведении проверки, выразившихся в отсутствии надлежащего уведомления не состоятелен в силу следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Согласно статье 10 вышеуказанного закона, основанием для проведения внеплановой проверки являются: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. Как следует из материалов дела, 6 апреля 2012 года в ходе проведения выездной проверки в отношении ответчика был составлен акт проверки согласно которому в деятельности ООО «Северо-западная лесная компания» выявлены нарушения норм наличия средств пожаротушения на территории Паломицкого участкового лесничества. При проведении повторной выездной проверки факты нарушения подтвердились, устранены не были. Поскольку выявленное нарушение могло повлиять на безопасность большого количества людей, вызвать чрезвычайную ситуацию, суд приходит к выводу о том, что уведомление ответчика при проведении повторной проверки в рассматриваемом случае не требовалось. Также отсутствовала необходимость в согласовании повторной проверки с органами прокуратуры. Кроме того, последствия, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по своему смыслу имеют отношение к случаям привлечения проверяемого юридического лица к публичной (административной) ответственности по результатам проверки и, как таковые, не распространяются на правила гражданского процесса. На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора. С учетом периода, необходимого для вступления решения в силу, разумным сроком для устранения нарушений является – до 1 сентября 2012 года. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать ООО «Северо-западная лесная компания» в срок до 1 сентября 2012 года обеспечить пункт сосредоточения пожарного инвентаря на арендуемых участках Паломицкого участкового лесничества Опаринского лесничества средствами пожаротушения: напорные пожарные рукава в количестве 100 пог.м., трактор с плугом в количестве 1 штуки, зажигательные аппараты в количестве 2 шт., ручные инструменты: лопаты в количестве 12 шт, радиостанции УКВ в количестве 2 штук. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца через Сыктывкарский городской суд. Председательствующий