Об обязанности организовать меры по ликвидации несанкционированного места скопления отходов и мусора



Дело № 2-4770/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смирнова А.Г.,

при секретаре Климовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 июля 2012 года гражданское дело по заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» об обязанности организовать меры по ликвидации несанкционированного места скопления отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об обязанности организовать уборку несанкционированного места скопления отходов и мусора в районе зеленой зоны в районе домов ... и ... по улице ... г. Сыктывкара.

Указал, что 11 мая 2012 года на территории МО ГО «Сыктывкар» на территории зоны зеленых насаждений напротив д. ... и ... по ул. ... установлено, что имеются многочисленные кучи твёрдых бытовых отходов около 1 куб.м и занимают 1/4 сектора парка. Бездействие АМО ГО «Сыктывкар» при решении вопросов организации сбора и вывоза отходов и мусора, повлекшее образование многочисленных несанкционированных мест скопления отходов, является нарушением целого ряда природоохранных, санитарно-эпидемиологических и градостроительных норм.

Просит обязать устранить нарушения в срок до 1 июля 2012 года.

Ответчик Администрация МО ГО «Сыктывкар» представил письменный отзыв, в соответствии с которым не согласен с заявленными требованиями, поскольку земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не является собственностью МО ГО «Сыктывкар».

Определением суда от ** ** ** года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова».

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования к ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова», просил обязать ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» организовать меры по ликвидации несанкционированной свалки в районе зеленой зоны за зданием дома ... по ул. ... г. Сыктывкара., на Администрацию МОГО "Сыктывкар" просил возложить обязанность осуществить муниципальный контроль за выполнением обязанности по ликвидации свалки.

Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласилась.

ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» своего представителя для участия в процессе не направило, извещено надлежащим образом.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет понятие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1).

Согласно ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

В силу п. 3.4. "СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003 г., не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.

В соответствии с п. 4.2. "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г., полигоны твердых бытовых отходов, а также нестационарные склады для временного хранения отходов размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно акта санитарно-эпидемиологического обследования от ** ** ** года, составленного Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором совместно с должностным лицом Управления Роспотребнадзора по РК, установлено, что на территории зоны зеленых насаждений, расположенных напротив д. ... и ... по ул. ... имеются многочисленные кучи твердых бытовых отходов. Отходы занимают одну четвертую сектора парка, площадь занятая под твердыми бытовыми отходами около восьми соток.

В соответствии с положениями ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Постановлением главы Администрации МО «город Сыктывкар» от ** ** **. утверждены границы земельных участков и предоставлены Сыктывкарскому педагогическому колледжу № 2 в бессрочное (постоянное) пользование под кадастровым номером ... площадью 34203 кв.м по ул. ..., ... для обслуживания учебного корпуса; под кадастровым номером ... площадью 2758 кв. м по ул. ..., ... для обслуживания общежития.

Таким образом, ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» не выполняются обязанности, возложенные на нее законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии и охране окружающей среды, следовательно, требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Оснований для удовлетворения иска к Администрации МОГО "Сыктывкар" не имеется.

Разумным и достаточным сроком для устранения нарушений с учетом срока для вступления решения суда в силу будет являться срок – до 1 сентября 2012 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» организовать меры по ликвидации несанкционированного места скопления отходов и мусора в районе зеленой зоны за зданием дома ... по ул. ... напротив домов ... и ... по улице ... г. Сыктывкара до 1 сентября 2012 года.

В удовлетворении исковых требований Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к Администрации МО ГО «Сыктывкар» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца через Сыктывкарский городской суд.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200