о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов



Дело № 2- 4022\12

Решение

Именем Российской Федерации

Сыктывкарского городского суда в составе

Председательствующего Ланшакова С.В.

При секретаре Фанаиловой Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июля 2012 года дело по иску Костромина В.А. и Костроминой Г.А. к ГУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов;

Установил:

Костромины Г.А., В.А. обратились в суд с иском к ГУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" об обязании предоставить меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не ниже 50 %. Указав в обоснование, что ЦСЗН по г. Сыктывкару им было отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки в размере 50% скидки с учетом всей занимаемой жилой площади на всю семью ребенка-инвалида.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Агентство Республики Коми по социальному развитию, Костромина Р.В. и В.В.

В судебном заседании истец Костромин В.А. на удовлетворении требований настаивал. Представитель ответчика иск не признал, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, представитель Агентства РК по социальному развитию поддержал позицию ответчика. Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав стороны, исследовав все материалы дела в их совокупности, суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется законодателем исходя из специфики конкретных правоотношений.

Установлено, что Костромин В.А. и Костромина Г.А. проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., общей площадью137, 4 кв.м. на основании договора социального найма.

В указанном жилом помещении зарегистрировано 13 человек, в том числе М.В .

Согласно справке МСЭ № ... М.В. является ребенком – инвалидом на основании акта освидетельствования № ....

Часть тринадцатая статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пункт 13 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг предусматривают, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка по оплате жилья и коммунальных услуг.

Предоставление инвалидам указанной меры государственной поддержки направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации.

Статья 28.2. Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") устанавливает, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Преамбулой Закона N 181-ФЗ, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона N 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Таким образом, формулировка статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ дает основание полагать, что меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида, его родителей, братьев и сестер, находящихся на иждивении.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось самим истцом, совместно с М.В., которая является ребенком - инвалидом, зарегистрированы 11 человек, в том числе и Костромины В.А. и Г.А., все они являются совершеннолетними, на иждивении не состоят.

В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из положений ст. 2 Семейного кодекса российской Федерации Семейное законодательство регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, надлежит руководствоваться п. 2 и 3 ст. 9 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

В силу ст. 21 Гражданского кодекса РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Частью 2 ст. 61 Семейного кодекса РФ определено, что родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Системное толкование норм жилищного, семейного и гражданского законодательства позволяет сделать вывод, что члены семьи гражданина - проживающие совместно с гражданином его супруг (супруга), несовершеннолетние дети независимо от раздельного или совместного проживания, проживающие совместно с гражданином родители, несовершеннолетние братья, сестры, находящиеся на иждивении.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, учитывая приведенные нормы закона, у суда нет оснований полагать, что предоставленная законом льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не ниже 50 % должна начисляться с учетом всей занимаемой жилой площади на всех членов семьи ребенка-инвалида. Кроме того, права и законные интересы истцов не нарушаются, поскольку они пользуется в полном объеме социальными льготами, гарантированными государством.

При таких обстоятельствах, суд приходит выводу об отказе в удовлетворении требований Костроминых В.А. и Г.А.

Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ суд,

Решил:

Отказать Костромину В.А. и Костроминой Г.А. в удовлетворении требований к ГУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в размере 50% скидки с учетом всей занимаемой жилой площади на всю семью ребенка – инвалида.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд республики Коми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд.

Судья - С.В. Ланшаков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200