Об установлении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий по состоянию на день получения кредита, признании права на получение социальной выплаты



Дело № 2-3782/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Некрасовой О.С.,

при секретаре Романовой Л.П.,

с участием истца Романовой С.Д.,

представителя ответчика АМО ГО «Сыктывкар» Цветковой Ю.Г.,

представителя третьего лица Нанинец А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

06 сентября 2012 года гражданское дело по иску Романовой С.Д. к Администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерству экономического развития Республики Коми об установлении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий по состоянию на день получения кредита, признании права на получение социальной выплаты,

у с т а н о в и л:

Романова С.Д. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об установлении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий по состоянию на день получения кредита, признание права на получение социальной выплаты.

В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в адрес ответчика с заявлением предоставлении социальных выплат на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту из средств республиканского бюджета. Является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку проживала в общежитии, по месту работы состояла в очереди на улучшение жилищных условий. ** ** ** заключила кредитный договор на приобретение недвижимости, ** ** ** в Администрацию были предоставлены все необходимые документы для получения субсидии, ** ** ** ответчиком отказано в об отказе в предоставлении социальных выплат с указание на то, что Романова С.Д. не состоит на учете в Администрации МО ГО «Сыктывкар» в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство экономического развития РК, третьего лица -ГУ РК «Кардиологический диспансер».

В судебном заседании истец Романова С.Д. поддержала заявленные требования, представитель ответчика полагала заявленные истцом требования подлежащими оставлению без удовлетворения, представитель третьего лица полагал возможным удовлетворить заявленные истцом требования. Представитель соответчика в суд не явился, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании приказа главного врача Республиканского кардиологического центра от ** ** **. Романова С.Д. с ** ** **. принята на постоянную работу на должность ....

В связи с отсутствием жилого помещения, по заявлению от ** ** **. Романова С.Д. по месту работы поставлена на учет как нуждающаяся в получении жилого помещения.

На основании выписки из протокола от ** ** ** заседания комиссии по учету и распределению комнат (койко-мест) в общежитиях Министерства здравоохранения Республики Коми, протокола совместно заседания администрации и профсоюзного комитета республиканского кардиологического центра от ** ** **. Романовой С.Д., ... выделено койко-место в общежитии по адресу: г.Сыктывкар, ..., ....

По сведениям ГУ РК «Кардиологический диспансер» Романова С.Д. была включена в Список средних медицинских работников ГУ РК «Кардиологический диспансер», нуждающихся в улучшении жилищных условий, указанный список направлен в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» в 2006 году

** ** ** между ООО «Горстрой» о Романовой С.Д. заключен договор купли-продажи , в соответствии с которым Романова С.Д. приобрела квартиру по адресу: г.Сыктывкар, ..., ...

** ** ** между ОАО Сбербанк России и Романовой С.Д. заключен кредитный договор , о предоставлении Романовой С.Д. кредита на недвижимость в сумме ... руб. на приобретение объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ..., ...

На основании ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период обращения истца к работодателю с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, и до 01.03.2005 г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в том числе, граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

В силу положений п. 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года № 190 (действовавшим в тот период времени и до 10.06.2005 г.,) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определялся разделом III. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27 мая 1999 года № 190 (далее по тексту- Правила).

Так, в силу п. 12 Правил, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в органе местного самоуправления.

Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в органах местного самоуправления - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; в организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией (п. 15 Правил)

Для принятия на учет граждане подают заявление, к которому прилагаются справка о составе семьи и размере занимаемой жилой площади с места жительства, справка бюро технической инвентаризации о наличии другой жилой площади в собственности и в необходимых случаях другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (п. 16 Правил).

Заявления граждан о постановке на учет для улучшения жилищных условий рассматриваются органом местного самоуправления, общественной комиссией по жилищным вопросам, а в организациях - комиссией с составлением акта проверки жилищных условий. Комиссия вносит предложения о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет органу местного самоуправления или администрации и выборному органу организации (п. 17 Правил)

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы - совместным решением администрации и выборного органа. Заявление о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривается в течение одного месяца со дня поступления. О принятом решении гражданам сообщается в письменной форме (п. 18 Правил)

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки по категориям включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений в организациях, ежегодно передаются в орган местного самоуправления (п. 19 Правил).

На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (п. 21 Правил).

Силу ст.52 действующего Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. … С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Право на предоставление из республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, в порядке, установленном Правительством Республики Коми, предусмотрено подпрограммой «Развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования» целевой республиканской программы «Жилище» на 2008 - 2012 годы.

В целях реализации указанной подпрограммы Постановлением Правительства Республики Коми от 20.04.2010г. № 102 утвержден Порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья (далее – Порядок предоставления социальных выплат).

Действие Порядка предоставления социальных выплат распространяется на весь срок действия кредитных договоров, заключенных гражданами с кредитными организациями на предоставление кредитов на строительство или приобретение жилья в период с 1 января по 31 декабря 2010 года (п. 1 Постановления Правительства Республики Коми от 20.04.2010г. № 102).

Порядок предоставления социальных выплат устанавливает механизм предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Коми социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья (далее – социальные выплаты).

Организатором работы по предоставлению социальных выплат гражданам определено Министерство экономического развития Республики Коми.

В силу п. 2 Порядка предоставления социальных выплат, право на получение социальных выплат имеют граждане, заключившие в период с 1 января по 31 декабря 2010 г., с кредитной организацией кредитный договор в целях получения средств на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми (далее – кредитный договор) и на момент заключения кредитного договора состоявшие на учете и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., или признанные после 01.03.2005г. в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или состоявшие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления социальных выплат, гражданин, претендующий на получение социальных выплат, не позднее одного года со дня заключения кредитного договора обращается в орган местного самоуправления муниципального образования муниципального района (городского округа) (далее - органы местного самоуправления) по месту своего проживания (регистрации) с заявлением о предоставлении социальных выплат установленной формы согласно приложению 1 к настоящему Порядку. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия кредитного договора; б) справка кредитной организации о величине дохода гражданина (созаемщиков), учтенного при определении размера предоставленного гражданину (созаемщикам) кредита; в) документ, подтверждающий постановку гражданина в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья"; г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение или копия заключенного и зарегистрированного в соответствии с требованиями законодательства договора участия в долевом строительстве (инвестировании) жилья (индивидуальные застройщики не представляют).

Органы местного самоуправления в соответствии с Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья" принимают к рассмотрению от гражданина заявление и документы на получение социальных выплат, указанные в пункте 3 настоящего Порядка (далее - документы), осуществляют их проверку.

Копии заявлений и документов направляются органами местного самоуправления в Министерство экономического развития Республики Коми для принятия решения о предоставлении гражданину социальных выплат ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Рассмотрение представленных органами местного самоуправления копий заявлений и документов граждан, претендующих на получение социальных выплат, на предмет их соответствия требованиям настоящего Порядка осуществляет Комиссия по рассмотрению документов граждан, подавших заявление на получение социальных выплат из республиканского бюджета Республики Коми, созданная при Министерстве экономического развития Республики Коми (далее - Комиссия).

Копии заявлений и документов граждан рассматриваются Комиссией в срок не позднее трех месяцев со дня их поступления в Министерство экономического развития Республики Коми.

По результатам рассмотрения представленных копий заявлений и документов Комиссия выносит заключение о возможности (невозможности) предоставления гражданину социальных выплат либо о необходимости уточнения сведений, представленных гражданином. Заключение Комиссии оформляется в виде протокола заседания Комиссии.

На основании заключения Комиссии, а также копий заявления и документов гражданина Министерство экономического развития Республики Коми в течение семи рабочих дней со дня вынесения Комиссией заключения выносит решение о предоставлении (отказе в предоставлении) гражданину социальных выплат либо о необходимости уточнения сведений, представленных гражданином.

В рассматриваемом случае ** ** ** года Романова С.Д. обратилась в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении социальных выплат на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в кредитных организациях на приобретение жилья.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» рассмотрено обращение истца, Романовой С.Д. отказано в предоставлении социальных выплат как лицу, не имеющему право на получение социальных выплат с указанием на то, что Романова С.Д. не состоит на учете в Администрации МО ГО «Сыктывкар» в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ).

В рассматриваемом случае суду не представлено доказательств соблюдения установленного законодательством РСФСР и РФ порядка признания Романовой С.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Допрошенная в качестве свидетеля по делу Н.Г.- заместитель главного врача ГУ РК « Кардиологический диспансер» суду пояснила, что лично оформила список среднего медицинского персонала ГУ РК «Кардиологический диспансер», нуждающихся в улучшении жилищных условий, куда вошла и Романова С.Д., передала его в Администрацию МО ГО «Сыктывкар». Вместе с тем доказательств направления ответчику Администрации МО ГО «Сыктывкар» указанного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетного дела Романовой С.Д. суду предоставить не может ввиду их отсутствия.

По сведениям АМО ГО «Сыктывкар», Романова С.Д. на учете в Администрации МО ГО «Сыктывкар» в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит; учетное дело не оформлялось; копии списка граждан, принятых на учет для получения жилых помещений в организациях, в который включена Романова С.Д., от ГУ РК «Кардиологический диспансер» в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» не представлялись.

По сведениям Романовой С.В., по состоянию на день рассмотрения гражданского дела в суде, самостоятельно в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» Министерство экономического развития Республики Коми с соответствующим заявлением для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она не обращалась.

Оценивая, имеющиеся доказательства в их совокупности, учитывая, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. При этом довод истца о том, чти иным работникам ГУ РК «Кардиологический диспансер» была предоставлена социальная выплата в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство и приобретение жилья, не имеет правового значения при рассмотрения настоящего спора.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Отказать Романовой С.Д. в удовлетворении исковых требований к Администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерству экономического развития Республики Коми об установлении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий по состоянию на день получения кредита, признании права на получение социальной выплаты.

Судья - Некрасова О.С.