О признании недействительными и отмене постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительного сбора



2-7305/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд в составе:

председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

с участием представителя заявителя – Нихельман И.М., действующей на основании доверенности от ** ** **,

представителя УФССП по Республике Коми - Коротаева С.В., действующего на основании доверенности от ** ** **,

при секретаре Баранчиковой О.Ю.,

рассмотрев 17 сентября 2012 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре гражданское дело по заявлению Агентства Республики Коми по социальному развитию к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Коми о признании недействительными и отмене постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительного сбора,

установил:

Агентство РК по социальному развитию обратилось в Сыктывкарский городской суд РК с заявлением о признании недействительным и отмене постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ** ** **. №.... В обоснование заявленных требований указало, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ** ** ** в отношении Агентства было возбуждено исполнительное производство и на должника возложена обязанность предоставить О.А. благоустроенное жилое помещение в г. Сыктывкаре на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек общей площадью не менее 33 кв.м. Постановлением от ** ** ** г. с Агентства взыскан исполнительский сбор в размере ... руб. С данным постановлением заявитель не согласен, поскольку нет никакой экономической и управленческой необходимости во взыскании с Агентства исполнительского сбора, выделяются из республиканского Республики Коми и перечисляются напрямую в федеральный бюджет. Агентство является органом исполнительной власти Республики Коми и финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми. Счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации и в кредитных организациях не имеет. Приобретение жилых помещений для последующего предоставления их гражданам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми предусмотренного в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан». В ** ** ** году Агентству выделено ... рублей на исполнение судебных решений, обязывающих предоставить жилые помещения детям – сиротам. По состоянию на ** ** ** года на исполнении у Агентства находится 48 решений суда, обязывающих предоставить гражданам, относящимся к категории «дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» жилые помещения. В списке граждан О.А. значится за номером ... (на получение жилого помещения в г. Сыктывкаре – ...). На момент вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства О.А. в списке граждан значилась за номером .... В целях исполнения решения суда от ** ** ** О.А. была уведомлена Агентством о том, что ей может быть предоставлено жилое помещение в с. Зеленец или в с. Визинга. Но на сегодняшний день О.А. не уведомила Агентство о возможности предоставления ей жилого помещения в вышеуказанных домах взамен жилого помещения в г. Сыктывкаре. При этом Агентство неоднократно информировало судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Коми о мерах, принимаемых в целях исполнения решения суда от ** ** **. Судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Коми от ** ** **... о взыскании с Агентства Республики Коми по социальному развитию исполнительского сбора в размере ... рублей постановление о взыскании исполнительского сбора внесено без указания вины Агентства.

В судебном заседании представитель заявителя И.М. Нихельман требования поддержала.

Представитель УФССП по Республике Коми С.В. Коротаев требования не признал, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку все действия производились в соответствии с нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Судебный пристав – исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Коми Т.П. Паршукова и заинтересованное лицо Спутай О.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом.

Суд с учетом требований ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** на Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность по предоставлению О.А. благоустроенного жилого помещения в г. Сыктывкаре Республики Коми на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек общей площадью не менее 33 кв.м.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ** ** ** в отношении Агентства Республики Коми по социальному развитию было возбуждено исполнительное производство №....

В рамках указанного исполнительного производства должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, о чем предлагалось немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор – ... руб.

Копия указанного постановления получена Агентством РК по социальному развитию ** ** **. ** ** ** судебным приставом-исполнителем в адрес Агенства направлено требование исполнить решение в срок до ** ** **, либо сообщить о невозможности его исполнения.

Аналогичное требование направлялось должнику ** ** **, с указанием срока исполнения ** ** **; ** ** ** с указанием срока ** ** **.

Однако лишь ** ** ** Агентством судебному приставу-исполнителю направлено письмо, в котором указано на невозможность исполнения решения в связи с отсутствием средств.

** ** ** и ** ** **, ** ** **, ** ** ** судебным приставом-исполнителем вновь направлялись требования об исполнении решения о предоставлении О.А. жилого помещения, с установлением сроков ** ** ** и ** ** **, ** ** **, ** ** **.

О невозможности исполнения решения Агентство сообщило письмом ** ** **.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя от ** ** ** г. в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок без уважительных причин (доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено) с должника взыскан исполнительский сбор в размере ... руб.

По сообщению Агентства Республики Коми по социальному развитию О.А. в списке граждан, относящихся к категории «дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» числится за номером ... (на получение жилого помещения в г. Сыктывкаре – ...). ** ** ** О.А. уведомлена Агентством о том, что ей может быть предоставлено жилое помещение в одном из домов в с. ... или в с. .... Но на сегодняшний день О.А. не уведомила Агентство о возможности предоставления ей жилого помещения взамен жилого помещения в г. Сыктывкаре. Агентством Республики Коми по социальному развитию направлялись письма в адрес судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Коми о мерах, принимаемых в целях исполнения решения суда от ** ** ** (а именно письма агентства от ** ** **... от ** ** **..., от ** ** **..., от ** ** **...).

Пунктом 1 ст.6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст.2).

Пунктом 1 ст.12 Федерального закона «О судебных приставах» на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.45 ч.1; ст.46 ч.ч.1 и 2); защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства (ст.2). Из названных положений во взаимосвязи со статьями 1 (ч.1), 15 (ч.2), 17 (ч.3), 18, 52, 53, 55, 71 (п.«в»), 72 (п.«б» ч.1) и 118 Конституции Российской Федерации следует, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

В соответствии с позицией Европейского суда по правам человека «право на суд» стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное обязательное судебное решение оставалось неисполненным, поскольку исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть права на судебную защиту в смысле ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.1998 г. №54-ФЗ.

Из положений ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц.

В соответствии со ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Полномочием налагать предусмотренное взыскание наделен судебный пристав - исполнитель.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. №13-П исполнительский сбор по своей правовой природе является санкцией штрафного характера, применяемой к должнику за неисполнение требований исполнительного документа по его вине, причина введения законодателем такого рода санкции – низкая эффективность исполнительного производства в Российской Федерации, что создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом. Как следует из данного постановления, правоприменитель, во всяком случае, обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Таким образом, обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя. При этом под обеспечением должнику возможности надлежащим образом подтвердить, что нарушение этого срока вызвано уважительными причинами, следует понимать, в частности, своевременное вручение постановления о возбуждении исполнительного производства с указанием в нем срока для добровольного исполнения исполнительного документа и реальное предоставление указанного срока должнику.

На основании изложенного, установленный ч.12 ст.30 Закона срок (пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства) для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований предназначен для обеспечения должнику права как исполнить требования исполнительного листа, так и право представить судебному приставу-исполнителю доказательства невозможности по уважительным причинам в установленный срок исполнить требования взыскателя.

Непринятие должником в установленный законом срок каких-либо мер по добровольному исполнению требований исполнительного документа, а также непредставление судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности такого исполнения в установленный срок по уважительным причинам является основанием для применения судебным приставом-исполнителем санкции в виде взыскания исполнительского сбора.

Между тем, совершение должником действий по предложению занять предоставляемое жилое помещение в с. ... или с. ... не свидетельствует о добровольном исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, поскольку жилое помещение в г. Сыктывкаре Республики Коми взыскателю не выделено.

В свою очередь должник не представил доказательств, подтверждающих, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.

Отсутствие денежных средств и свободных жилых помещений в г. Сыктывкаре, необходимых для исполнения исполнительного документа в установленный срок, на что указывал заявитель, не относятся к непреодолимой силе, т.е. чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам.

Каких-либо заявлений об отложении исполнительских действий в адрес судебного пристава-исполнителя не поступало.

Ссылка заявителя, на то, что имелись объективные причины, препятствующие своевременному исполнению решения суда, не влечет необходимость отмены обжалуемого постановления, поскольку в качестве законного основания для вынесения указанного постановления следует рассматривать факт неисполнения должником предложения пристава о добровольном исполнении решения суда и непредставление им доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы. Иные обстоятельства, имеющие отношение к исполнению судебного решения, на которые ссылается должник, могли учитываться при решении вопроса о приостановлении исполнительного производства, отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм закона, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании недействительными и отмене постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительного сбора удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 441 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Агентства Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Республике Коми о взыскании исполнительного сбора от ** ** **. №... – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Е. Колосова