Дело № 2-6169/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И. при секретаре Литиковой М.Е., с участием представителей ответчиков Колегова И.М., Ивановой Е.В., Стародубца Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 24 сентября 2012 года гражданское дело по иску Мораша А.С. к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, ГУФСИН России по Республике Коми, ИК-51 ФКУ ОИУОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании удержанных сумм, компенсации морального вреда, установил: Мораш А.С. обратился в суд с иском к УФК по Республике Коми, ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании удержанных сумм, компенсации морального вреда. В обоснование иска указывает на бесчеловечные и унижающие достоинство человека и гражданина условия отбывания наказания в ИК-51, а также на неправомерные, по его мнению, удержания из пенсии (за коммунально-бытовые услуги за период с ** ** ** года по ** ** ** года). Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена ИК-51. Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Мораша А.С. Представители ответчиков с иском не согласились, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований. Заслушав объяснения представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, надзорного производства № ... ... прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Мораш А.С. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми, в настоящее время в строгих условиях отбывания наказания. Мораш А.С. является получателем пенсии по инвалидности 3 группы, а также ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг) и региональной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума. Как следует из представленных документов, из пенсии истца производятся удержания за питание и коммунально-бытовое обслуживание (электроэнергия, вода, отопление). На основании п.7 ст.12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 98 УИК РФ предусмотрено, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 настоящего Кодекса. Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце /п.4 ст.99 УИК РФ/. В соответствии со ст.107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов. Оценив представленные стороной ответчика доказательства, принимая во внимание, что удержания из пенсии Мораша А.С. /в том числе, за коммунально-бытовое обслуживание/ производятся на законных основаниях с учетом фактических затрат исправительного учреждения, приходящихся на долю заявителя, суд приходит к выводу, что оснований для взыскании с ответчиков сумм, удержанных из пенсии заявителя в спорный период, по делу не имеется. Таким образом, в удовлетворении заявления Мораша А.С. в указанной части следует отказать. Как указано выше, в обоснование требований о взыскании компенсации морального вреда Мораш А.С. указывает на бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство условия отбывания наказания в ИК-51. Согласно ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ и вступившей в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. В соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. В статье 3 Конвенции закреплена одна из фундаментальных ценностей демократического общества. Она запрещает в безусловной форме и независимо от каких-либо обстоятельств и поведения потерпевшего пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание. Тем не менее, плохое обращение должно быть минимально суровым, чтобы подпадать под действие статьи 3 Конвенции. Оценка этого минимального уровня суровости относительна и зависит от конкретных обстоятельств дела, таких как продолжительность плохого обращения, его физические и моральные последствия, а в некоторых случаях пол, возраст и состояние здоровья пострадавшего. Европейский Суд по правам человека рассматривал обращение в качестве бесчеловечного, в частности, если оно было умышленным, продолжалось непрерывно в течение нескольких часов и причинило реальные телесные повреждения или интенсивные физические и нравственные страдания. Обращение считалось унижающим достоинство, если оно вызывало в потерпевшем чувства страха, тоски и неполноценности, способные оскорбить и унизить его. Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений. Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц. Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством. Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам устанавливаются Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Пунктом 118 Правил предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти. В исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований (п.119). В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. На основании ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению на общих основаниях, то есть при условии наличия вины в действиях причинителя вреда. Обязательным условием наступления ответственности является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия). Для применения ответственности за вред, причиненный должностным лицом исправительного учреждения, также необходимо доказать наличие вины причинителя, которая в соответствии со ст.1069 ГК РФ может быть в форме умысла и неосторожности. Таким образом, применительно к данному делу факт наличия или отсутствия вины в действиях должностного лица является юридически значимым обстоятельством. Суду представлен акт от ** ** ** г. санитарно-эпидемиологического обследования в ФКУ ИК-51, проведенного в связи с проверкой сведений, указанных в жалобе Т.В. и осужденного Мораша А.С., филиалом ФКУЗ Центр гигиены и эпидемиологии ФСИН России по Центральному и Северо-западному Федеральным округам в Республике Коми. Согласно приведенному акту на момент проверки в общежития СУОН содержится ... осужденных, площадь на одного осужденного соответствует ч.1 ст.99 УИК РФ. Температура /+180С/ и относительная влажность воздуха /45,1%/ в помещении №..., где содержится Мораш А.С., соответствует ГОСТ 3494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата помещений» и требованиям главы 20 таблицы 45 СП 17-02 Минюста России «Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений системы МЮ РФ. В жилых секциях установлены наливные умывальники. Здание СУОН оборудовано умывальной на 7 раковин, выделено место под две душевые сетки с подводом централизованного холодного водоснабжения, но помещение не используется из-за отсутствия разводки канализации в централизованную канализационную сеть. Указано на недостатки в организации санитарно-гигиенического обеспечения в туалетных помещениях в части температуры воздуха (+12-130С при норме в +18-240С). Аналогичные доводы содержатся в заключении по результатам проверки, составленном зам.начальника филиала ФКУЗ Центр гигиены и эпидемиологии ФСИН России по Центральному и Северо-западному Федеральным округам в Республике Коми ** ** ** г. С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных сторонами доказательств и приведенных правовых норм суд приходит к выводу, что условия отбывания наказания Морашем А.С. не могут быть расценены как бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство заявителя. Доказательств обратного по делу не представлено. Виновных нарушений прав Мораша А.С. со стороны ответчиков, способных повлечь взыскание компенсации морального вреда, суд по настоящему гражданскому делу не усматривает. Следовательно, исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Морашу А.С. в удовлетворении исковых требований к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, ГУФСИН России по Республике Коми, ИК-51 ФКУ ОИУОУХД-2 ГУФСИН России по Республике Коми о взыскании удержанных сумм, компенсации морального вреда. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник