Об оспаривании ответа заместителя прокурора г.Сыктывкара



Дело № 2-6958/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Литиковой М.Е.,

с участием представителя ответчика Загидулиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

24 сентября 2012 года гражданское дело по заявлению Леонова М.Н. об оспаривании ответа заместителя прокурора г.Сыктывкара,

установил:

Леонов М.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить ответ заместителя прокурора г.Сыктывкара от ** ** ** г., обязать прокурора провести объективную проверку по заявлению Леонова М.Н. в части заявленного требования о нарушении ст.5 Европейской конвенции по правам человека, обязать прокурора провести проверку законности нахождения Леонова М.Н. под стражей в СИЗО-1 г.Сыктывкара с 19 февраля по 29 апреля 2004 года.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Леонова М.Н.

Представитель Прокуратуры г.Сыктывкара с заявлением Леонова М.Н. была не согласна, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения его требований.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, надзорное производство Прокуратуры г.Сыктывкара №..., суд приходит к следующему.

По делу установлено, что ** ** ** г. Леонов М.Н. обратился в Прокуратуру Республики Коми с заявлением, в котором просил принять меры реагирования на факт его содержания под стражей в СИЗО-1 г.Сыктывкара в период времени с 19.02.2004 г. по 29.04.2004 г. Обращение было направлено по поднадзорности в Прокуратуру г.Сыктывкара (поступило ** ** ** г.).

** ** ** г. Леонову М.Н. дан ответ за подписью заместителя прокурора г.Сыктывкара, в котором указано: в ходе проверки установлено, что Леонов М.Н. был задержан органами предварительного расследования ** ** ** г. по подозрению в совершении ряда квалифицированных краж и в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу по уголовному делу №.... ** ** ** г. на основании постановления Сыктывкарского городского суда срок содержания под стражей в отношении Леонова М.Н. продлен по 19.02.2004 г. 17.02.2004 г. уголовное дело направлено в прокуратуру г.Сыктывкара для утверждения обвинительного заключения и направления в суд. Согласно сопроводительному письму прокуратуры г.Сыктывкара от ** ** ** г. уголовное дело направлено в Сыктывкарский суд для рассмотрения по существу. Обвиняемые по настоящему делу с указанного момента числятся за судом. Впоследствии уголовное дело возвращено судом для производства дополнительного расследования. Уголовное дело №... присоединено к уголовному делу №..., которое направлено в Верховный суд Республики Коми для рассмотрения по существу. В настоящее время уголовное дело №... находится на стадии судебного рассмотрения.

Также в ответе указано, что в соответствии со ст.21 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

В соответствии со ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти и к должностному лицу.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст.1 Закона).

Статьей 10 (п.1 ч.1) указанного Закона закреплена обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

На основании ст.12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (ч.5 ст.10 Закона).

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 г. №200 была утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры Российской Федерации.

Инструкция разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу, что обращение Леонова М.Н. рассмотрено правомочным должностным лицом органа прокуратуры, при этом в установленном порядке заявителю был дан подробный ответ по существу его обращения. По убеждению суда, обращение заявителя было рассмотрено своевременно, бездействия со стороны должностных лиц органов прокуратуры не допущено, также как и не создано ограничений конституционных прав и свобод заявителя при рассмотрении его обращения.

Содержание ответа соответствует правовым нормам, регламентирующим правоотношения, связанные с содержанием под стражей обвиняемых, и порядку разрешения вопросов об избрании меры пресечения в рамках судебного рассмотрения уголовных дел в спорный период (в 2004 году).

Несогласие заявителя с содержанием указанного ответа, по убеждению суда, не влечет его незаконности.

Таким образом, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Леонову М.Н. в удовлетворении заявления об оспаривании ответа заместителя прокурора г.Сыктывкара от 17.07.2012 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник