Об оспаривании действий (бездействия) сотрудников



Дело № 2-6953/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Литиковой М.Е.,

с участием представителя ответчика Шомысовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

25 сентября 2012 года гражданское дело по иску Пермагомедова С.Ф. об оспаривании действий (бездействия) сотрудников ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми,

установил:

Пермагомедов С.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) сотрудников ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми по изъятию у него зубной щетки и зубной пасты.

В обоснование заявления Пермагомедов С.Ф. указал, что он отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-25 в помещении камерного типа. Согласно п.154 гл.23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме /…/ зубной пасты, зубной щетки. Однако сотрудники ИК-25 выдают заявителю зубную пасту и зубную щетку только на время утренних умываний.

Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Пермагомедова С.Ф.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Пермагомедов С.Ф. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми. В настоящее время находится в помещении камерного типа.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.

Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц.

Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством.

Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам устанавливаются Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ст.11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Согласно ч.3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

На основании п.154 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 03.11.2005 г. №205, осужденным, переведенным в помещения камерного типа, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, полотенца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, табачных изделий и спичек (для женщин предметов гигиены), а также религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.

Вместе с тем, в соответствии с п.106 Инструкции по надзору за осужденными, утвержденной приказом Минюста РФ №252дсп-2006, младший инспектор по ШИЗО и ПКТ обязан выдавать осужденным средства индивидуальной гигиены (зубные щетки и т.д.) только на определенное распорядком дня время.

Суд не усматривает конкуренции приведенных норм Правил внутреннего распорядка и Инструкции по надзору, поскольку из содержания п.154 ПВР буквально не следует, что личные зубная паста и зубная щетка должны постоянно находится при осужденном, отбывающем наказание в ПКТ.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ).

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По делу не представлено доказательств того, что указанные предметы гигиены не выдаются заявителю во время, определенное распорядком дня.

Действия сотрудников в данном случае основаны на требованиях нормативного правового акта, регламентирующего спорные правоотношения, и связаны с необходимостью соблюдения режима.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти и к должностному лицу.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что судом не установлено неправомерных действий (бездействия) должностных лиц исправительного учреждения, способных повлечь нарушение прав и свобод Пермагомедова С.Ф., суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Пермагомедову С.Ф. в удовлетворении заявления об оспаривании действий (бездействия) сотрудников ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми по изъятию у Пермагомедова С.Ф. зубной щетки и зубной пасты.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник