Об обязании провести мероприятия по оборудованию мест для сбора отходов и мусора и их вывоза



Дело № 2-3535/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Некрасовой О.С.,

при секретаре Романовой Л.П.,

с участием представителя ответчика Гелей О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

20 сентября 2012 года дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к садовому некоммерческому товариществу № 20 «Искатель» об обязании провести мероприятия по оборудованию мест для сбора отходов и мусора и их вывоза,

УСТАНОВИЛ:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к СНТ №20 «Искатель», в котором просит обязать ответчика обратиться к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о выделении земельных участков для целей размещения мест сбора отходов и мусора; оборудовать выделенные места сбора отходов и мусора на земельных участках выделенных Администрацией МО ГО «Сыктывкар» для этих целей в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами; заключить договора на вывоз отходов и мусора с мест для их сбора с организациями, осуществляющими данный вид деятельности.

В обоснование иска, указано следующее. В ходе обследования территории в районе пгт. В.Максаковка установлено, что на всей территории, в том числе и на территории ответчика оборудованных в соответствии с требованиями законодательства мест для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов и мусора не установлено.

В последующем истец отказался от иска в части требования об обязании ответчика в срок до 01.07.2012г. обратиться к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о выделении земельных участков для целей размещения мест сбора отходов и мусора. Производство по делу в указанной части прекращено.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Администрация МО ГО «Сыктывкар», Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми.

В судебное заседание представитель прокуратуры не явился, извещен надлежащим образом, третьи лица не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела. Представитель ответчика Гелей О.А. полагала заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения., пояснила, что СНТ № 20 «Искатель» самостоятельно без привлечения организации, имеющей соответствующую лицензию, предпринимаются меры к вывозу мусора и отходов, вместе с тем, место для сбора отходов и мусора не выделено и не оборудовано, полагает, что указанные требования должны быть предъявлены к Администрации МО ГО «Сыктывкар».

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, на территории пгт.Верхняя Максаковка зарегистрировано СНТ №20 «Искатель».

Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой в период с октября по ноябрь 2011 года проведена проверка соблюдения хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления.

В соответствии с Актом санитарно-эпидемиологического обследования от ** ** **. на территории МО ГО «Сыктывкар» в районе Максаковского садоводческого комплекса обнаружены следующие места скопления твердых бытовых отходов и мусора: у садоводческого, огороднического некоммерческого товарищества «...», садоводческого некоммерческого товарищества «...»; садоводческого некоммерческого товарищества №... «...», садоводческого некоммерческого товарищества «...» . В ходе обследования Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой территории Максаковского садоводческого комплекса установлено, что на всей территории, в том числе и на территории ответчика оборудованных в соответствии с требованиями законодательства мест для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов и мусора не установлено.

Частью 1 ст.44 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством (ч.2 ст.44).

В соответствии с ст.33 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.

Основными нормативами организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются: количество и размеры подъездных и внутренних дорог; минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков; тип источников водоснабжения; техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения; перечень необходимых противопожарных сооружений; перечень мероприятий по охране окружающей среды. В зависимости от конкретных условий могут дополнительно применяться и иные нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Пунктами 1 и 2 ст.34 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определен порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении, согласно которого возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории. Контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении проводит правление такого объединения, а также инспектора государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления.

Приказом Манархстроя РК от 29.01.2008г. №07-ОД утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования для Республики Коми, согласно п.4.4.0 которых массивы садово-дачной застройки размещаются в пригородных зонах за пределами резервных территорий, предусматриваемых для перспективного развития города и других населенных пунктов, при обеспечении условий транспортной доступности. Обязательно обеспечение массивов садово-дачной застройки инженерной и социальной инфраструктурой в соответствии с нормативными требованиями.

П.п.4.1 и 5.11 СНИП № 30-02-97 «Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документов, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого (дачного) объединения. Все изменения и отклонения от проекта должны быть утверждены администрацией местного самоуправления. На территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как привило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.

СанПиН № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», пунктами 2.2.3 и 4.1 предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20м, но не более 100м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. На всех улицах, в садах, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 и – на малолюдных. Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта. Очистка урн должна производиться систематически по мере их наполнения.

Места сбора и временного размещения отходов и мусора на территории СНТ №20 «Искатель» не предусмотрены, что может явиться причиной образования несанкционированных мест скопления ТБО, последствиями чего являются загрязнение почв и подземных вод, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки на территории МО ГО «Сыктывкар», а также нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. СНТ № «Искатель» договоры на вывоз мусора и отходов с места их сбора с организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности, не заключены. Вместе с тем такие организации в г. Сыктывкаре имеются. Так, по сведениям ООО «...» указанное Общество имеет соответствующую лицензию и готово заключить договор по транспортированию и размещению отходов из оборудованных сборников для сбора мусора (контейнеров, деревянных сборников) с территории СНТ.

Решением Совета МО "Город Сыктывкар" утверждены Правила обращения с отходами на территории муниципального образования "Город Сыктывкар", которыми установлено следующее: п. 3.5. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (СК), гаражно - строительные кооперативы (ГСК). Для сбора отходов, образующихся в ГСК и СК, оборудуются: контейнерные площадки, площадки для бесконтейнерного сбора. Бытовые отходы вывозятся на городскую свалку в соответствии с заключенным договором на размещение отходов (подп. 3.5.1, 3.5.2). Вывоз отходов из ГСК и СК осуществляется по мере накопления, но не реже 2-х раз в год, транспортирование отходов осуществляется в соответствии с разделом 4 настоящих Правил и действующим законодательством. Ответственность за организацию сбора и удаления отходов из ГСК и СК лежит на председателе кооператива (подп. 3.5.4, 3.5.6).

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

В силу ст. 22 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относится, в частности, организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования

По сведениям Администрации МО ГО «Сыктывкар» на территории МО ГО «Сыктывкар» не принята программа «Об организации вывоза мусора за счет бюджетных средств, СНТ «Искатель» не включен программу.

Оценивая полученные по делу доказательства, а также действующие нормы права, суд находит исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению, соответственно, СНТ №20 «Искатель» следует обязать 1-месячный срок с момента выделения Администрацией МО ГО «Сыктывкар» мест для сбора отходов и мусора оборудовать выделенные места сбора отходов и мусора на земельных участках выделенных Администрацией МО ГО «Сыктывкар» для этих целей в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами; заключить договор на вывоз отходов и мусора с мест для их сбора с организациями, и осуществляющими данный вид деятельности.

В силу ст.103 ГПК РФ с СНТ №20 «Искатель» подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать садовое некоммерческое товарищество № 20 «Искатель» в 1- месячный срок с момента выделения Администрацией МО ГО «Сыктывкар» мест для сбора отходов и мусора оборудовать выделенные места сбора отходов и мусора на земельных участках выделенных Администрацией МО ГО «Сыктывкар» для этих целей в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами; заключить договор на вывоз отходов и мусора с мест для их сбора с организациями, осуществляющими данный вид деятельности.

Взыскать с добровольного некоммерческого садоводческого товарищества №20 «Искатель» государственную пошлину в доход государства в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный
Суд Республики Коми в течение месяца через Сыктывкарский городской суд.

Судья Некрасова О.С.