О взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2- 5220/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смирнова А.Г.

при секретаре Климовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «4» июля 2012 года дело по иску Нитченко А.А. к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Нитченко А.А. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав при рассмотрении уведомлений о проведении митинга.

В обоснование своих требований указал, что решением суда по делу по заявлению Нитченко А.А. об оспаривании действий АМО ГО «Сыктывкар», требования Нитченко А.А. были удовлетворены.

Своими действиями Нитченко А.А. ответчиком причинены нравственные страдания, нарушено право истца на проведение митинга, гарантированное ст. 31 Конституции РФ, ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, право на соблюдение федеральных законов государственными органами.

Просит взыскать с Администрации МО ГО «Сыктывкар» компенсацию морального вреда в размере ... руб.

Определением суда от 18 июня 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Администрации МО ГО «Сыктывкар».

В судебном заседании Нитченко А.А. участия не принял, извещен надлежащим образом. Представитель иск поддержала.

Администрация МОГО «Сыктывкар» своего представителя для участия в процессе не направила, извещена надлежащим образом.

Представитель Департамента финансов АМОГО "Сыктывкар" с иском не согласна.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Нитченко А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации МОГО "Сыктывкар" в проведении митинга, признании незаконным требований к оформлению документов, затягиванию процесса согласования публичного мероприятия.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** года признан незаконным отказ Администрации МОГО "Сыктывкар" в согласовании проведения митинга от ** ** ** года, признано незаконным предложение Администрации МОГО "Сыктывкар" от ** ** ** года изменить место проведения митинга, признано незаконным бездействие Администрации МОГО "Сыктывкар", выразившееся в несвоевременном направлении ответа на обращение от ** ** ** года, в удовлетворении требования Нитченко А. А. о признании незаконным предложений Администрации МОГО "Сыктывкар", выразившихся в предложении направить ответ не позднее трех дней до дня проведения публичного мероприятия, изменить место проведения митинга от ** ** ** года отказано.

Вступившим в законную силу решением суда от ** ** ** года установлено, что отказ АМО ГО «Сыктывкар» согласовать проведение митинга на заявленных в уведомлении месте и времени является незаконным, нарушающим право Нитченко А.А. на проведение митинга, гарантированное статьей 31 Конституции РФ; предложение перенести публичное мероприятие в район ул. Лесопарковой г. Сыктывкара судом признано незаконным, поскольку предложенное место является отдаленной городской окраиной, расположенной за железнодорожным вокзалом, и, в силу своего географического положения, не отвечает принципу обеспечения адекватности социально-политическому значению планируемого публичного мероприятия, необоснованно вторгается в свободу усмотрения организатора публичного мероприятия определять место его проведения сообразно имеющимся намерениям по формированию и выражению мнений по вопросам социальной жизни; ответ на извещение о несогласии с предложением об изменении места проведения публичного мероприятия и просьбой предложить альтернативный вариант направлен с нарушением трехдневного срока на ответ, что лишило заявителя возможности своевременно подготовиться к планируемому публичному мероприятию.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. (ст. 31 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 21 Международного пакта от 16.12.1966 года «О гражданских и политических правах», признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно преамбуле Федерального Закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В силу пункта 1 статьи 8 названного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 53 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Исходя из представленного объема доказательств по делу, суд приходит к выводу о том, что Администрация МО ГО «Сыктывкар» нарушила право истца на проведение мирного публичного мероприятия. В силу установленного обстоятельства и положений ст.ст. 1099, 151 Гражданского Кодекса РФ в пользу Нитченко А.А. с финансового органа Администрации МО ГО «Сыктывкар» - Департамента финансов подлежит взысканию компенсация морального вреда. Суд определяет размер соответствующей компенсации равным ... руб., полагая, что данный размер отвечает характеру нарушения и последствиям, причиненным данным нарушением истцу.

Поскольку в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, суд полагает необходимым возвратить из бюджета оплаченную Нитченко А.А. при обращении в суд государственную пошлину в размере ... руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Департамента финансов Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу Нитченко А.А. компенсацию морального вреда в размере ... руб.

В удовлетворении искового заявления Нитченко А.А. к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Возвратить Нитченко А.А. сумму государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в Сыктывкарский городской суд на основании чека-поручения в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента вынесения с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Председательствующий