О внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-6584/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Огневой С.Б.,

при секретаре Волыцкой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 сентября 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Ивашура С.В. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Ивашура С.В. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование требований указал, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. При обращении к ответчику ** ** ** г. с заявлением о предоставлении жилого помещения получил отказ в связи с достижением возраста 25 лет.

В судебном заседании истец и его представитель В.З. участия не приняли. Истец просил рассмотреть дело без него. Ходатайство представителя об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью в другом судебном процессе отклонено, неявка признана неуважительной. Поскольку с представителем истца дата и время судебного заседания согласовывалась заблаговременно в предварительном судебном заседании 28.08.2012 г. с учетом отпуска представителя и ее занятости.

Представитель ответчика иск не признал. Указал, что истец на учет по категории сироты не вставал, после возвращения его из армии в ** ** ** года у него сохранялось в течение 2-ух месяцев право на реализацию своих прав, однако он обратился в администрацию лишь в ** ** ** года, утратив статус сироты.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, учитывая следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодесом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Абзац четвертый ст. 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 закона Республики Коми № 139-РЗ от 22.11.2010 г. в случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств.

Судом установлено, что Ивашура С.В. относился к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о смерти от ** ** **. мать истца Н.В. Сведений об отце В.Н. не представлено.

Согласно справки исполнительного комитета ... от ** ** **. Ивашура С.В. проживал в п. ...

На основании постановления ... администрации от ** ** **. № ... сестра умершей матери истца О.В. назначена опекуном над несовершеннолетним Ивашура С.В. и над его имуществом (...).

В период с ** ** **. по ** ** **. Ивашура С.В. обучался в ... филиале ГАОУ СПО РК «...» на очном отделении по профессии «...», и находился на полном государственном обеспечении.

В период с ** ** **. по ** ** **. истец проходил службу в Вооруженных силах РФ (...).

На день рассмотрения дела истец сохраняет регистрацию по адресу: Республика Коми, ..., ул. ..., д. ... (...).

Согласно справки АМО СП «...» от ** ** **... указанный индивидуальный жилой дом принадлежит его бабушке А.А., совместно с ней зарегистрированы: тетя О.В., дв. брат И.Н., сын истца Д.С., ... (...).

Фактически истец проживает на условиях поднайма по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д. ... кв. ..., нанимателем квартиры является А.А., работает ... в ООО «...».

Установлено, что истец в администрации сельского поселения «...», в СП «...» на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории сирота не состоит.

По информации филиала ФГУП «...» по Республике Коми, Управления ... по Республике Коми сведении о принадлежности недвижимого имущества Ивашура С.В. не имеется.

** ** **. истец обратился в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, вне очереди как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Письмом от ** ** **. № ... Ивашуре С.В. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа данной категории, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с достижением заявителем возраста 25 лет.

Также судом установлено, и не оспаривалось истцом то обстоятельство, что до достижения возраста 23 лет он за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался. После окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ в ** ** ** года в течение 2-ух месяцев свое право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Законом Республики Коми № 139-РЗ не реализовал.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.

Поскольку судом установлено, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец, достигший 25 лет, утратил, положения ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не распространяются, его требования о возложении на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по предоставлению ему вне очереди благоустроенного жилого помещения не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ивашуры С.В. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.

Председательствующий судья С.Б. Огнева