Дело № 2- 3856\12 ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ланшакова С.В. при секретаре Фанаиловой Е.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 12 сентября 2012 года гражданское дело по заявлению природоохранного межрайонного прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу «Лесопильщик», АМО ГО «Сыктывкар» об устранении нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; установил: Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу «Лесопильщик» об обязании обратиться к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о выделении земельных участков для целей размещения мест сбора отходов и мусора; оборудовать выделенные места для сбора отходов и мусора на земельных участках выделенных администрацией МО ГО «Сыктывкар» для этих целей в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами; заключить договора на вывоз отходов и мусора с мест для их сбора с организациями, осуществляющими данный вид деятельности. В обоснование указав, что прокурорской проверкой было установлено, что места сбора и временного размещения отходов и мусора на территории садоводческого некоммерческого товарищества № «Лесопильщик» Максаковского садоводческого комплекса МО ГО «Сыктывкар» не предусмотрены. Последствиями данного обстоятельства является загрязнение почв и подземных вод, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки на территории МО ГО «Сыктывкар», а также нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО ГО «Сыктывкар». В судебном заседании представитель природоохранной прокураторы г. Сыктывкара на удовлетворении требований натаивала, против вынесения по делу заочного решения не возражала. Также отказался от требования об обязании заключить договор на вывоз отходов и мусора с мест для их сбора с организациями, осуществляющими данный вид деятельности, что отражено в протоколе судебного заседания. Дело в этой части прекращено определением суда. Ответчики своего представителя для участия в судебном заседании не направили, извещались надлежаще по известным суду адресам, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного судопроизводства. Третьи лица участия в судебном заседании не приняли, извещались надлежаще. Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Судом установлено, что в рамках проводимой проверки прокуратурой при участии специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Коми проведено обследование территории МО ГО «Сыктывкар» в районе п.г.т. В. Максаковка, на которой расположены садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан Максаковского садоводческого комплекса, по результатам которого составлен Акт санитарно-эпидемиологического обследования от ** ** **. Согласно Акта от ** ** ** на территории МО ГО «Сыктывкар» в районе территории Максаковского садоводческого комплекса установлено, что на всей территории, в том числе и на территории садоводческого некоммерческого товарищества № «Лесопильщик» оборудованных в соответствии с требованиями законодательства мест для сбора и временного хранения твёрдых бытовых отходов и мусора не установлено. Статьёй 3 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту - Федеральный закон № 66-ФЗ) определено, что правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а в соответствии с п. 1 ст. 22 Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных). В своей деятельности правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения руководствуется настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и уставом такого объединения. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет понятие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1). Согласно ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ). В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. В соответствии со п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона № 66-ФЗ нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности. К основным нормативам организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством относятся: техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения; перечень мероприятий по охране окружающей среды. Пунктами 1 и 2 ст. 34 Федерального закона № 66-ФЗ определён порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении при котором возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории. Контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении проводит правление такого объединения, а также инспектора государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Приказом Минархстроя РК от 29.01.2008 № 07-ОД утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования для Республики Коми, согласно п. 4.4.9 которых массивы садово-дачной застройки размещаются в пригородных зонах за пределами резервных территорий, предусматриваемых для перспективного развития города и других населенных пунктов, при обеспечении условий транспортной доступности. Обязательно обеспечение массивов садово-дачной застройки инженерной и социальной инфраструктурой в соответствии с нормативными требованиями. Организация застройки территории садоводств решается в соответствии с требованиями СНиП 30-02-97. В свою очередь, п.п. 4.1 и 5.11 СНиП № 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого (дачного) объединения. Все изменения и отклонения от проекта должны быть утверждены администрацией местного самоуправления. На территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора. Кроме того, п.п. 2.2.3 и 4.1 СанПиН № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. На всех улицах, в садах, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 м - на малолюдных. Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта. Очистка урн должна производиться систематически по мере их наполнения. В силу п. 3.4. "СанПиН 3.5.2.1376-03. 3.5.2. Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003 г., не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам. В соответствии с п. 4.2. "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г., полигоны твердых бытовых отходов, а также нестационарные склады для временного хранения отходов размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Материалами дела установлено, что на территории товарищества не установлено (отсутствуют) места размещения контейнеров для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, оборудованные в соответствии с установленными требованиями. Действующим законодательством обязанность организовать необходимые площадки для собора мусора и осуществлять его своевременный вывоз возложена на садоводческие товарищества, а в собственности муниципальных образований имеются необходимые для этого земельные участки. Таким образом СНТ «Лесопильщик» не выполняются обязанности, возложенные на него законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии и охраны окружающей среды, следовательно требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-199, 234 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Лесопильщик» обратиться к администрации МО ГО «Сыктывкар» о выделении земельных участков для целей размещения мест сбора отходов и мусора; Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Лесопильщик» оборудовать выделенные места для сбора отходов и мусора на земельных участках выделенных администрацией МО ГО «Сыктывкар» для этих целей в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами; Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в апелляционном порядке в течение одного месяца. Ответчиком в течение 7 дней со дня вручения копии заочного решения в Сыктывкарский городской суд Республики Коми может быть подано заявление об отмене заочного решения. Судья Ланшаков С.В.