О предоставлении жилья



Дело № 2- 6939/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

03 сентября 2012 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Станкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сыктывкара в интересах Иевлевой А.Л. к Администрации МОГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Сыктывкара, действуя в интересах Иевлевой А.Л., обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении истцу жилого помещения пригодного для постоянного проживания, площадью 33 кв.м. на условиях договора социального найма в пределах территории МО ГО «Сыктывкар». В обоснование заявленных требований указал, что истица является лицом, оставшимся без попечения родителей, с ** ** **. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, по установленным нормам жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена, т.к. проживает составом семьи 3 человека на жилой площади 18 кв.м.

В судебном заседании прокурор, Иевлева А.Л. на удовлетворении исковых требований настаивали по заявленным основаниям.

Представитель АМО ГО «Сыктывкар» каких- либо определенных возражений против удовлетворения иска не высказала, самой нуждаемости истца в улучшении жилищных условий не оспаривала.

Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Иевлева А.Л., из роддома г.... была переведена в детскую больницу г. ... ** ** **., с ** ** **. передана в Дом ребенка, сведений о родителях и родственниках не имеется, в связи с чем какое- либо жилое помещение за н\л не закреплялось.

По данным ГОУ «... вспомогательная школа- интернат для детей - сирот», н\л Иевлева А.Л. до ** ** ** находилась на полном государственном обеспечении, воспитывалась и обучалась в школе- интернате, откуда была направлена в СПТУ -... с.... ... района для дальнейшего обучения.

Как свидетельствуют материалы дела, по окончании данного образовательного учреждения, истица поступила на работу в СМУ-... г.Сыктывкара, в связи с работой ей было предоставлено койко- место в общежитии по адресу : г. Сыктывкар, ул. ..., д.... к.....

В связи с проживанием в общежитии, ** ** **. Иевлева А.Л. обратилась с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрацию г. Сыктывкара. Согласно акта обследования жилищно- бытовых условий от ** ** **., заявитель с ** ** **. проживает в общежитии ЖКК АПОО « ...», занимает койко- место.

В связи с чем, с ** ** **. истица была принята в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и льготную очередь детей-сирот Администрации г. Сыктывкара, где состоит до настоящего времени.

Таким образом, Иевлева А.Л. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на получение мер социальной поддержки в виде получения жилого помещения государственного жилищного фонда.

На момент разрешения настоящего спора истица продолжает проживать и сохранять регистрацию по месту жительства составом семьи 3 человека ( сын, бывший муж) в комн.№... д.... по ул.... г.Сыктывкара. Статус общежития с указанного здания снят на основании Постановления АМО « г. Сыктывкар» от ** ** **. № .... В связи с этим, ** ** **. с Иевлевой А.Л. АМОГО « Сыктывкар» заключен типовой договор социального найма к.№... д.... по ул.... г.Сыктывкара площадью 18 кв.м., в который включены также ее сын А.А. и бывший супруг А.А.

Таким образом, обеспеченность как общей, так и жилой площадью каждого из проживающих по указанному адресу граждан ( 18\3) составляет менее учетной нормы по г. Сыктывкару ( 10,5 кв.м.) Каких – либо жилых помещений на праве собственности по данным регистрационных органов истец не имеет.

Нуждаемость Иевлевой А.Л. в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма в ходе рассмотрения дела не оспаривалась и подтверждается материалами дела, как и факт постановки и состояния на учете нуждающихся в АМОГО « Сыктывкар» с ** ** **.

В соответствии с п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Волова Т.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети- сироты ** ** **., т.е. до достижения ею указанного возраста ( ** ** **.).

Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным Кодексом ( ст.1,10 закона).

В соответствии со ст.49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

Законом Республики Коми от 22.11.2010г. N 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (принят ГС РК 11.11.2010), установлено, что включение указанной категории граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, а также обеспечение их жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления.

Наличие отношений социального найма в отношении к.№... д.... по ул.... г.Сыктывкара никак не связано с реализацией государственных гарантий, предоставленных той категории граждан, к которой относится Иевлева А.Л. и не является препятствием к удовлетворению заявленного прокурором в ее интересах иска.

Оценивая добытые по делу доказательства, суд полагает, что право Иевлевой А.Л. на обеспечение жильем из состава муниципального жилищного фонда в порядке п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч.2 п. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законов Республики Коми № 54-РЗ от 04.07.2006 года, N 139-РЗ от 22.11.2010г., находит свое подтверждение в материалах дела.

Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное право не может быть ограничено либо поставлено в зависимость от того обстоятельства, когда истец был принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории «дети-сироты» и какой очередности достиг в данном списке, поскольку закон гарантирует ему получение жилья во внеочередном порядке.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч.1 ст.1, п.3 ст.2).

С учетом данного принципа при вынесении решения по делу следует обязать АМО ГО «Сыктывкар» предоставить истице жилое помещение вне очереди.

Законом РК от 04.07.2006г. №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилья, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма в порядке, установленном ЖК РФ (ст.1, 10 Закона).

Ст.10 Закона РК от 04.07.2006г. №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» установлена специальная норма предоставления жилых помещений гражданам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде отдельной квартиры размером не менее 33 кв.м. общей площади. Количественный состав семьи истицы правового значения для рассматриваемого дела не имеет, принимая во внимание то, что при обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв. м., независимо от состава семьи.

При этом суд также исходит из норм, установленных Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ, а также положений Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривающих обязанность органов исполнительной власти по обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм непосредственно только само лицо, подпадающее под категорию детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

В связи с чем, при вынесении решения по делу на ответчика следует возложить обязанность предоставить Иевлевой А.Л. благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма вне очереди общей площадью не менее 33 кв.метров в г.Сыктывкаре.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г.Сыктывкара в интересах Иевлевой А.Л. - удовлетворить.

Обязать Администрацию МОГО « Сыктывкар» предоставить Иевлевой А.Л. на условиях социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в г.Сыктывкаре на состав семьи 1 человек размером не менее 33 кв.метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - Ю.А.Дульцева