о признании незаконным отказ Управления Минюста России по Республике Коми в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда



Дело № 2-7140/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.

при секретаре Абрамовой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 25 сентября 2012 года гражданское дело по заявлению Республиканского фонда развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми об признании незаконным отказ Управления Министерства юстиции по Республики Коми в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы,

установил:

Республиканский фонд развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики РК (далее – Фонд) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказ Управления Минюста России по Республике Коми в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда.

В обоснование заявления указал, что решением Сыктывкарского городского суда от ** ** **. Устав Фонда дополнен главой IX следующего содержания: «IX. Изменения устава фонда. Изменения в устав фонда могут быть внесены в порядке, установленным действующим законодательством. Правом внесения изменения в устав фонда обладает попечительский совет фонда». ** ** **. Фонд обратился в Управление Минюста России по Республике Коми с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы фонда. Уведомлением от ** ** **. № ... Управление отказало Фонду в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы фонда. Считают данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы Фонда. Согласно п.1 ст.29 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» порядок управления фондом определяется его уставом. В соответствии с п.3 статьи 29 Закона к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение, в том числе, вопроса об изменении устава некоммерческой организации. Согласно главе IX Устава Фонда правом внесения изменений в устав фонда обладает попечительский совет фонда. Из п.3 ст.7 и п.1 ст.29 Закона не следует, что попечительский совет фонда не может являться одновременно высшим органом управления фонда и органом надзора фонда. Таким образом, у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в устав Фонда. Отказ Управления препятствует осуществлению нормальной деятельности Фонда.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель Управления Минюста России по Республике Коми в судебное заседании не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы настоящего дела и материалы гражданского дела № ..., суд приходит к следующему.

Согласно ст.3 Конвенции № 87 Международной Организации Труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию», принятой 9 июля 1948г. и вступившей в силу для СССР 10 августа 1957г., организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формировать свою программу действий. Государственные власти должны воздержаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.

Эти международно-правовые нормы признаны Российской Федерацией, подтверждены в статье 30 Конституции Российской Федерации и в силу частей 1 и 4 ее статье 15 обязательны к применению на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст14 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организацией.

В силу п.2 ст.13.1 указанного Закона, решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее – уполномоченный орган), или его территориальным органом.

В соответствии с ч.1 ст.23.1 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г., государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Судом установлено, что Указом Главы Республики Коми от 07.05.1996г. № 125 утвержден Устав Фонда и зарегистрирован Администрацией г.Сыктывкара за № 157/96 21 мая 1996 года. Запись о Фонде внесена в ЕГРЮЛ ИМНС России по г.Сыктывкару ** ** ** года.

Положениями Устава Фонда не было предусмотрено внесение в него изменений.

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** **. дополнен Устав Республиканского фонда развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми главой IX следующего содержания:

«IX. Изменения устава фонда

Изменения в устав фонда могут быть внесены в порядке, установленным действующим законодательством. Правом внесения изменения в устав фонда обладает попечительский совет фонда».

** ** ** года Фонд обратился в Управление Минюста России по Республике Коми с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы фонда.

Уведомлением от ** ** ** года № ... Управление Минюста России по Республике Коми отказало Фонду в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Фонда.

Основанием к отказу в государственной регистрации, как указано в уведомлении, послужило противоречие положений Устава действующему законодательству, Федеральному закону "О некоммерческих организациях».

Как усматривается из отказа Управления Минюста РФ по Республике Коми от ** ** **. п.4.1 Устава Фонда не соответствует требованиям п.3 ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В силу ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация праве оспорить в уде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.118 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяется его уставом, утверждаемым учредителями.

Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

Пунктом 4.1 Устава Фонда установлено, что высшим органом управления является попечительский совет.

Согласно главе IX Устава Фонда правом внесения изменений в устав фонда обладает попечительский совет фонда (на основании вступившего в законную силу решения Сыктывкарского городского суда от ** ** ** года).

В соответствии с п.3 ст.7 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Из содержания ст.7 п.3 и ст.29 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не следует, что попечительский совет фонда не может быть органом управления Фонда.

Поскольку в силу положений ст.29 п.1 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» порядок управления фондом определяется его Уставом, а Уставом Фонда определен высший орган управления - попечительский совет, который обладает правом внесения изменений в устав, основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в Устав Фонда, у Управления не имелись.

При таких обстоятельствах, заявление Республиканского фонда развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми о признании незаконным отказ Управления Министерства юстиции по Республики Коми в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми № ... от ** ** ** года в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми, незаконным.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.А.Батова