Дело № 2-7471/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Батовой Л.А. при секретаре Абрамовой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 25 сентября 2012 года гражданское дело по иску Драченниковой В.И. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязанности включить в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребёнком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, обязанности назначить трудовую пенсию по старости, взыскании расходов на оплату услуг представителя, У С Т А Н О В И Л: 07 февраля 2012 года Драченникова В.И. обратилась в УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми от ** ** ** года № ... Драченниковой В.И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы в связи с лечебной деятельностью. Из содержания указанного решения следует, что стаж работы Драченниковой В.И. в связи с лечебной деятельностью составляет 29 лет 1 месяц 12 дней. Так, в стаж в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца) были включены следующие периоды работы Драченниковой В.И.: с ** ** ** года по ** ** ** года – ... ... ясли-сада. В календарном исчислении были засчитаны следующие периоды: с ** ** ** года по ** ** ** года – отпуск по беременности и родам, с ** ** ** года по ** ** ** года – отпуск по уходу за ребенком, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года – ... поликлинического отделения в Коми республиканской ..., ... ..., .... В стаж работы Драченниковой В.И. в связи с лечебной деятельностью не были включены периоды: с ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года – курсы повышения квалификации, с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года, 5 дней в ** ** ** году – отпуска без сохранения заработной платы. Не согласившись с указанными решениями, Драченникова В.И. обратилась в суд с исковыми заявлениями к УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми, в котором просит признать незаконным и отменить решение ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми от ** ** ** года № ..., обязать включить в специальный стаж (зачесть в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев) следующие периоды: - периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ** ** ** года по ** ** ** года, - период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с ** ** ** года по ** ** ** года; - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года, обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения за её назначением. Ответчик представил письменные возражения на исковое заявление Драченниковой В.И., в которых указал на отсутствие законных оснований к назначению истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью ввиду отсутствия требуемого стажа работы. В судебном заседании истец не принимала участия, ее представитель в судебном заседании поддержал заявленные требования. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии назначаются лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа. Пунктом 2 ст. 27 названного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской Федерации. Условия назначения пенсий медицинским работникам регулируются следующими списками: - Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (для установления стажа работы в связи с лечебной деятельностью за период работы до 01 ноября 1999 года); - Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 (для установления стажа работы в связи с лечебной деятельностью за период работы с 01 ноября 1999 года по 14 ноября 2002 года); - Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (для установления стажа работы за весь период). Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливают Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516. В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данное положение содержится и в письме Минтруда России и ПФР № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067. В соответствии со ст. 165 КЗоТ РСФСР женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарных дней после родов. Ранее действовавшая редакция части 4 статьи 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривала возможность увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска по беременности и родам в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации. Закон Республики Коми от 20 октября 1992 года «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства» установивший для женщин, работающих в Республике Коми, отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней до родов и 238 календарных дней после родов, в этой части не противоречил федеральному законодательству. Таким образом, включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежит весь отпуск по беременности и родам, предоставленный Драченниковой В.И. по Закону Республики Коми от ** ** ** года, а не его часть, соответствующая продолжительности такого отпуска по федеральному законодательству. Соответственно, периоды отпуска Драченниковой В.И. по беременности и родам с ** ** ** года по ** ** ** года подлежат зачёту в стаж работы в связи с лечебной деятельностью. Также указанные периоды подлежат зачёту в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев), поскольку им предшествовала и за ними следовала работа, подлежащая исчислению в льготном порядке. По аналогичным основаниям подлежат включению в стаж работы в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца) периоды нахождения Драченниковой В.И. в отпуске по уходу за ребенком с ** ** ** года по ** ** ** года. Как установлено материалами дела, Драченникова В.И. с ** ** ** года по ** ** ** года находилась в отпуске по уходу за ребёнком. Данный период истица также просит зачесть в стаж работы в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении. По мнению суда, данный период также подлежит зачёту в стаж работы истицы в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца), поскольку им предшествовала и за ними следовала работа, подлежащая исчислению в льготном порядке. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить соответствующие отчисления. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что время нахождения на курсах повышения квалификации в период с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года относится к рабочему времени истца, повышение квалификации являлось ее обязанностью, не выполнив которую, она не была бы допущена к работе, за время нахождения на курсах ей выплачивался средний заработок и за ней сохранялось рабочее место, периоды с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года, с ** ** ** по ** ** ** года подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с лечебной деятельностью. Таким образом, на дату обращения Драченниковой В.И. в УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми с учётом включения спорных периодов стаж её работы в связи с лечебной деятельностью составлял более 30 лет 00 месяцев 24 дня, в связи с чем исковое требование Драченниковой В.И. к УПФР в г. Сыктывкаре об обязанности назначить с ** ** ** года досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью суд считает подлежащими удовлетворению. В силу положений ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Как следует из материалов дела, истец заключила с Горфиным Р.В. соглашение по ведению гражданского дела ** ** **. В этот же день она передала Горфину Р.В. денежную сумму в размере ...руб.., что подтверждается распиской. Из материалов дела следует, что Горфин Р.В. представлял интересы истца в судебных заседаниях 20 сентября 2012 года и в настоящем судебном заседании. Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, суд считает, что следует взыскать с ответчика в пользу Драченниковой В.И. расходы по оплате услуг представителя. Часть 1 статьи 100 ГПК РФ предусматривает, что суд обязан взыскивать указанные расходы в разумных пределах. Отсюда следует, что взыскание расходов на оплату услуг представителя законодатель ставит в зависимость от категории разумности пределов. Так, в Определении от 17.07.2007 № 382-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования ст.17 (ч.3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч.1 ст.100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Учитывая, что размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права, а также с учетом характера дела, по которому заявителю оказывалась юридическая помощь, объема этой помощи, суд полагает, что заявителю подлежат возмещению вышеназванные расходы с ответчика в сумме ...руб.. Указанная сумма является разумной. На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при подаче искового заявления государственной пошлины в размере ... руб. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л: Отменить решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми от ** ** ** года № ... об отказе Драченниковой В.И. в установлении пенсии. Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми засчитать в стаж работы Драченниковой В.И. в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца) периоды с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года. Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми засчитать в стаж работы Драченниковой В.И. периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года, с ** ** ** года по ** ** ** года. Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми назначить Драченниковой Валентине Ивановне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ** ** ** года. Взыскать с ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми в пользу Драченниковой В.И. судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме ... рублей, и в возврат госпошлины в сумме ... руб., а всего взыскать ... рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путём подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента принятия. Председательствующий Л.А.Батова