Дело № 2-7302/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Огневой С.Б., при секретаре Волыцкой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 1 октября 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Петровой Т.Г. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» об отмене решения о снятии с учета, восстановлении на учете нуждающихся по категории дети-сироты, предоставлении благоустроенного жилого помещения, установил: Петрова Т.Г. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» об отмене решения Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** ** г. о снятии с учета нуждающихся в получении жилья, просила восстановить ее в очереди детей-сирот и предоставить благоустроенное жилое помещение в черте г. Сыктывкара в виде отдельной квартиры не менее ... кв.м. В последующем истец уточнила требования к администрации МО ГО «Сыктывкар» и Агентству Республики Коми по социальному развитию с требованиями аналогичными первоначальному иску. В судебном заседании истец и ее представитель адвокат Кирилюк В.Ю. на иске настаивали. Пояснили, что ** ** ** г. истец была поставлена на учет нуждающихся по категории дети-сироты, несмотря на то, что за ней закреплено жилое помещение – комната ... д. ... по ул. ... г. Сыктывкара. Указанная комната находится в общежитии коридорного типа площадью ... кв.м, в которой проживает мать истца Е.В. и ее сожитель. Сама истец с 8 лет и до настоящего времени проживает в квартире опекуна по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ...-.... Своего жилья не имеет. Полагали, что Агентством она неправомерно была снята с учета нуждающихся, поскольку закрепленное за ней жилое помещение не соответствует нормам, предъявляемым к жилым помещениям. Представитель ответчика иск не признал, указал на наличие закрепленного за истцом жилого помещения. Представитель ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, обозрев дело № ..., суд приходит к следующему. Установлено, что Петрова ( до перемены фамилии ** ** ** г.) Т.Г., является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением ... районного суда от ** ** ** г. мать истца Е.В. лишена родительских прав в отношении Т.В. На основании постановления Главы администрации МО «... район г. Сыктывкара» от ** ** ** г. № ... истец была устроена в коррекционный детский дом ... района г. Сыктывкара, одновременно за ней сохранено жилое помещение по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д. ..., комната .... Согласно сведениям ... указанное жилое помещение представляет собой комнату площадью ... кв.м, имеет санузел. Постановлением Главы администрации МО «... район» от ** ** ** г. № ... опекуном Т.В. назначена С.В. На основании заявления истца приказом Министерства образования и высшей школы РК от ** ** ** г. № ... она была принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми, номер очередности – .... ** ** ** г. истец сменила фамилию «С.» на «П.», отчество « » на «Г.». После окончания в ** ** ** году обучения в МОУ СОШ № ... поступила в Сыктывкарский ... и на день рассмотрения дела проходит обучение и проживает в жилом помещении опекуна С.В. по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д. ... кв. ..., сохраняя регистрацию адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., д. ..., комната .... Приказом Агентства РК по социальному развитию от ** ** ** г. № ... Петрова Т.Г. снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми как лицо, оставшееся без попечения родителей по причине наличия за ней закрепленного жилого помещения. Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** г., вступившим в законную силу, в удовлетворении иска Петровой Т.Г. к Агентству РК по социальному развитию о предоставлении жилого помещения было отказано. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Следует также учитывать и то, что согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 2.2), поскольку положения п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулируют, по сути, те же отношения, что и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам ЖК РФ суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы ЖК РФ как федерального закона, принятого позднее. Как указано в названном Определении, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ в системном единстве с ч. 1 данной статьи, а также ч. 2 ст. 49, ст. 51, пунктами 1 - 3 части 2 ст. 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Из материалов дела видно, что Петрова Т.Г. перед помещением в детский дом, проживала и была зарегистрирована в жилом помещении общежития коридорного типа, который имеет общую площадь ... кв. м, жилую – ... кв.м, имеет одну комнату и туалет. На тот момент помимо нее, в комнате были зарегистрированы иные лица: мать Е.В., А.М. (осужден в ** ** ** г.). Истец, ее представитель в судебном заседании объясняли, что в жилом помещении ... кв.м проживает мать с сожителем, реальной возможности проживать ей в нем не имеется, на одного члена семьи приходится менее учетной нормы. В связи с чем, полагали неправомерным снятие истца с учета нуждающихся. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28 ноября 2005 г. N 20/11-282 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения. Учитывая, что общая площадь комнаты ... д. ... по ул. ... г. Сыктывкара составляет ... кв.м, зарегистрировано в ней 2 человека, общая площадь жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи (... кв.м :2= ... кв.м) составляет менее учетной нормы. Поскольку сам по себе факт нахождения у лица, обладающего статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, в пользовании какого-либо объекта недвижимости, не отвечающего требованиям положений ст. 15 ЖК РФ, не может служить основанием для лишения указанного лица гарантий, предоставленных ему в связи с указанным статусом, и не дает основания к отказу в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещениями по договору социального найма, Петрова Т.Г. не могла и не может быть признана судом обеспеченной жильем. Учитывая изложенное, исковые требования об отмене решения Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** ** г. № ... в части снятия Петровой Т.Г. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда РК подлежит удовлетворению. Истец подлежит восстановлению на учете с даты первоначальной постановки на учет 14.11.2007 г. Поскольку на основании ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 г. № 139-РЗ с 01.01.2011 г. государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, обязанность по восстановлению истца на учете подлежит возложению на администрацию МО ГО «Сыктывкар», в иске в Агентству Республики Коми по социальному развитию в этой части следует отказать. В соответствии со ст. 2 указанного Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным ЖК РФ. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ст. 2). Поскольку истец восстановлена на учете нуждающихся по категории дети-сироты, обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления, то обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору социального найма подлежит возложению на администрацию МО ГО «Сыктывкар». В иске к Агентству Республики Коми по социальному развитию в этой части следует отказать в связи с отсутствием полномочий. Учитывая, что истец, имея право на предоставление ей жилья в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не была обеспечена в установленном законом порядке жильем органами государственного управления Республики Коми, ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в городе Сыктывкаре на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек размером не менее ... кв. метра общей площади. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отменить решение Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** ** года № ... в части снятия Петровой Т.Г. с учета нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма. Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» восстановить Петрову Т.Г. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с датой постановки на учет ** ** ** г. Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Петровой Т.Г. благоустроенное жилое помещение в городе Сыктывкаре на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек размером не менее ... кв. м. общей площади. В удовлетворении иска Петровой Т.Г. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», предоставлении благоустроенного жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца. Председательствующий судья С.Б. Огнева