Об оспаривании действий, признании незаконным и необоснованным постановлений начальника ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми о наложении взыскания в виде водворения в ШИЗО и признания злостным нарушителем



Дело № 2-7834/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой

с участием представителя ответчика С.А. Яшкиной,

при секретаре Ю.Н. Бобровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 09 октября 2012 года гражданское дело по заявлению Сукач Ф.И. к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий, признании незаконным и необоснованным постановлений начальника ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми от ** ** ** года о наложении взыскания в виде водворения в ШИЗО и признания злостным нарушителем,

установил:

Ф.И. Сукач обратился в суд с заявлением о признании незаконными и необоснованными постановления начальника ФКУ ИК – 1 ГУФСИН России по Республике Коми от ** ** ** о наложении взыскания за отказ от трудоустройства в виде водворения в ШИЗО и признании злостным нарушителем.

В обоснование исковых требований Ф.И. Сукач указал, что в период отбытия наказания на протяжении девяти лет пытается трудоустроится в ФКУ – ИК-1 с целью погашения имеющейся у него перед потерпевшим задолженности в размере ... рублей. В период отбытия наказания с ** ** ** по ** ** **, получил профессию ... в ФКОУ НПО профессионального училища №..., находящегося на территории ФКУ ИК-1. После обучения трудоустроен по специальности не был. ** ** ** года обратился с заявлением к начальнику ФКУ ИК-1 с вопросом трудоустройства и обучения. ** ** ** года обратился ГУФСИН России по Республике Коми с вопросом о трудоустройстве по специальности. ** ** ** года администрацией ФКУ ИК-1 в трудоустройстве по специальности отказано в связи с тем, что Ф.И. Сукач состоит на ..., предложено трудоустройство по профессии .... Истец отказался от указанного предложения в связи с отсутствием опыта работы в этой сфере, данная работа является опасной и может послужить причиной ухудшения здоровья, приравнивается к работам на шахте и в тоннелях. Обучится профессии ... перед трудоустройством не предлагалось.

На основании ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Коми.

Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела по месту отбытия наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Ф.И. Сукач.

Представитель ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми С.А. Яшкина с иском не согласилась, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Коми своего представителя для участия в судебном заседании не направило, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы личного дела осужденного Ф.И. Сукач, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Ф.И. Сукач отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору ... районного суда Республики Коми от ** ** ** в исправительной колонии ... - ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по РК.

** ** ** Ф.И. Сукач поставлен на ... как ....

Постановлениями начальника ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми от ** ** ** к осужденному Ф.И. Сукач применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок 15 суток, за отказ от трудоустройства ... жилой зоны, Ф.И. Сукач признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В письменном объяснении Ф.И. Сукач от ** ** ** года указал, что действительно отказался от трудоустройства ... жилой зону в связи с тем, что это не его специальность.

Из заключения проверки по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденным Ф.И. Сукач, следует, что он поставлен в известность об отсутствии вакантной должности ..., однако истец отказался трудоустраиваться .... Факт допущенного нарушения подтверждается актом № ... от ** ** ** года, справкой ПЭО и справкой из медицинской части.

Также в материалах личного дела осужденного имеется справка начальника оперативного отдела учреждения, майора внутренней службы А.Н. о том, что Ф.И. Сукач инициативы в трудоустройстве, учебе не проявлял. Состоит на ... как лицо, .... Состоит на .... На основании чего Ф.И. Сукач не может проходить обучение, работать в определенных должностях, так как вывод данной категории осужденных на территорию производственной зоны не целесообразен исходя из требований безопасности.

При исследовании журнала регистрации №... учета предложений, заявлений и жалоб осужденных ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми «...», судом установлено, что за период нахождения Ф.И. Сукач в ФКУ ИК-1 в канцелярию учреждения не поступало заявлений о трудоустройстве.

Из материалов личного дела осужденного, Ф.И. Сукач водворялся в ШИЗО на основании постановления от ** ** **, характеризуется отрицательно, меры поощрения к указанному лицу не применялись.

Каких-либо обстоятельств, оправдывающих поведение осужденного Ф.И. Сукач при проведении проверки по факту допущенных нарушений администрацией учреждения не установлено и самим заявителем не указано.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

К такому выводу суд пришел в силу следующего.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно статье 13 Конвенции, каждый, чьи права и свободы, признанные настоящей Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 29.05.2012 N 1238-О, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Как следует из ст. 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Указанной нормой права установлены особенности правового положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и правоограничений, что соответствует положениям 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому сужение правоспособности осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.

В зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания УИС Российской Федерации закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденных и возлагает на них специфические обязанности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

Между тем, согласно п. 11 ст. 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Поэтому осужденные при исполнении наказаний могут осуществлять гарантированные права и свободы граждан Российской Федерации, но с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Труд осужденных носит обязательный императивный характер, не подпадающий под действие Трудового кодекса Российской Федерации, и осужденный не имеет права выбора должности и места работы.

В соответствии со ст. 115, 117 УИК РФ, за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор, дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей, водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток, перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев, перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года, перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

В соответствии с пунктом 14 Приказа Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", осужденные обязаны: выполнять требования законов и настоящих Правил; добросовестно относиться к труду и учебе.

В силу ст. 116 УИК РФ, отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин является злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 117 УИК при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Так, при наложении дисциплинарного взыскания, начальником ФКУ ИК-1 была учтена личность осужденного, его состояние здоровья, предыдущее поведение, перед вынесением постановления о применении мер взыскания в виде водворения осужденного в штрафной изолятор, от последнего 18.05.2012 года было истребовано письменное объяснение.

Таким образом, примененное к Ф.И. Сукачу взыскание произведено с соблюдением условий и требований, установленных ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, с учетом его личности и предыдущего поведения, соответствует тяжести и характеру нарушения.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое постановление принято в соответствии с законом, уполномоченным на то должностным лицом, является законным и отмене не подлежит.

Кроме того, судом установлено, что заявителем пропущен срок на обращение в суд с данным заявлением.

Часть 1 ст. 256 ГПК РФ устанавливает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Согласно ч. 2 статьи 256 ГПК РФ причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Судом было установлено, что заявитель был ознакомлен: с оспариваемыми постановлениями от ** ** ** о наложении взыскания в виде водворения в ШИЗО и о признания злостным нарушителем – ** ** **.

Данные обстоятельства подтверждаются подписями Ф.И. Сукач в оспариваемых постановлениях и не оспариваются истцом.

Таким образом, о нарушении его права истцу стало известно ** ** **. С заявлением в суд Ф.И. Сукач обратился, согласно почтовому штампу на конверте – ** ** ** года, т.е. с пропуском срока на обращение в суд, установленного ст. 256 ГПК РФ.

Его доводы о том, что первоначально он обратился с данными требованиями в ** ** ** года, судом проверены и не нашли своего подтверждения. ** ** ** Ф.И. Сукач направил исковое заявление, в котором он оспаривал бездействие администрации колонии, выразившееся в не предоставлении ему возможности трудиться. Исковое заявление возвращено заявителю в связи с невыполнением им определения об оставлении иска без движения.

Доказательств, подтверждающих уважительную причину пропуска процессуального срока, или препятствующих его обращению в суд, заявителем в соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Сукачу Ф.И. к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми о признании незаконными постановлений начальника ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми от ** ** ** о наложении взыскания в виде водворения в ШИЗО и признания злостным нарушителем отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с ** ** ** года.

Судья Колосова Н.Е.