Жалоба на постановление



№ 12-572/10

Р Е Ш Е Н И Е

08 июля 2010 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Огнева С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Колегова А.О. на постановление Государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору №... от 29.04.2010 г. о привлечении к административной ответственности Колегова А.О., предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Колегов А.О. обратился в суд с жалобой на постановление Государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору №... о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание Колегов А.О. не явился, его представители на доводах жалобы настаивали.

Представитель Отдела ГПН г. Сыктывкара в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании 23.06.2010 г. считал постановление законным.

Заслушав объяснения представителей заявителя, исследовав материалы административного материала, суд приходит к следующему.

Установлено, что постановлением государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору №... Колегов А.О. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей л.д.28).

Согласно постановлению об административном правонарушении №... от 29.04.2010 года 28.04.2010г. в 14 ч. 30 мин. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Колхозная, №..., Сысольское шоссе, №..., на территории, в зданиях, помещениях ООО «...» Колегов А.О. нарушил требования п. 3, 16, 40, 60, 89, 108, прил. 3 (п.16) ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 5.14*, таб.1, таб.2* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 6.13 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», табл. 3 (п.38) НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, автоматической пожарной сигнализацией», п. 3.10* СНиП II-35-76 «Котельные установки», а именно:

- не принял мер к нанесению на каждый огнетушитель, установленный на объекте порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской (Основание: п. 108, прил. 3 (п. 16) ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»);

В нежилом здании по ул. Колхозная, №...:

- в административном помещении допустил установку дополнительной двери эвакуационного выхода, открывание которой выполнено не по направлению выхода из здания (основание: п. 40 ППБ 01-03);

- в подсобном помещении допустил установку дополнительной двери эвакуационного выхода, открывание которой выполнено не по направлению выхода из здания (основание: п. 40 ППБ 01-03);

Склад (ангар) ул. Колхозная, №...:

- не принял мер к оборудованию пожарных шкафов внутреннего противопожарного водопровода приспособлениями для опломбирования и визуального осмотра без вскрытия. Основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 6.13 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»);

- не принял мер к проведению замера водоотдачи внутреннего противопожарного водопровода, обеспечивающего нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях (основание: п. 89 ППБ 01-03);

Сторожка:

- допустил эксплуатацию светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренных конструкцией светильников (Основание: п. 60 ППБ 01-03);

- допустил эксплуатацию электроплитки без подставки из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающей опасность возникновения пожара (Основание: п. 60 ППБ 01-03).

Склад (ангар) ... №...:

- не принял мер к оборудованию административного помещения 1-го этажа и бытового помещения 2-го этажа автоматической установкой пожарной сигнализации (Основание: п. 3 ППБ 01-03, табл. 3 (п.38) НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, автоматической пожарной сигнализацией»);

- не принял мер к вывеске на видных местах планов эвакуации людей в случае пожара согласно ГОСТ 21.2.143-2002 (Основание: п. 16 ППБ 01-03);

- не принял мер к демонтажу глухой металлической решетки с окна административного помещения (основание: п. 40 ППБ 01-03);

- не принял мер к устройству выхода из встроенной котельной непосредственно наружу (основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 3.10* СНиП 11-35-76 «Котельные установки»);

- не принял мер к заполнению проема в противопожарной преграде (стене), разделяющей помещение котельной от смежного помещения по 2-у типу (основание: п. 3 ППБ 01-03, п. 5.14*, таб. 1, таб. 2*СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 37, ч. 1 ст. 38 Закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в ППБ 01-03.

В силу п. 16 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Согласно п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 60 ППБ 01-03).

Пунктом 14 и приложением к НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаро­тушения, автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315, закреплен перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установка­ми пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Согласно пункту 5.14 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденных постановлением Минстроя от 13.02.1997 г. № 18-7, противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждаю­щей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2.

Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов (п. 108 ППБ 01-03).

Согласно пункту 6.13 Строительных норм и правил «Внутренний водопро­вод и канализация зданий» (СНиП 2.04.01-85), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 04.30.1985 г. № 189, пожарные краны следует устанавливать на высоте 1,35 м над полом помещения и размещать в шкафчиках, имеющих отверстия для проветривания, приспособленных для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия.

Довод представителя о том, что нормы специального законодательства позволяют отклониться от данного требования и допускают изготавливать шкафы пожарные без прозрачных вставок не может быть принят во внимание.

Указанное в протоколе и в постановлении требование предусмотрено п. 3 ППБ 01-03, п. 6.13 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», который четко указывает, что шкафчик должен иметь отверстия для проветривания, и визуального осмотра без вскрытия. Данные СНиП являются обязательными для исполнения.

Кроме того, наличие информации на дверках ШП о составе комплектующих изделий при отсутствии прозрачных вставок на складе по ул. Колхозной, №... заявителем не подтверждено.

Доводы представителя заявителя о том, что размер котельной в складе (ангаре) по адресу: Сысольское шоссе, №... менее 12 м. в длину, в связи с чем, в постановлении необоснованно указано нарушение о необходимости устройства выхода из котельной со ссылкой на несостоятелен.

Один выход наружу через коридор или лестничную клетку предусмотрен Сводом правил по проектированию и строительству, в оспариваемом постановлении указано на нарушение ООО «...» п. 3.10 СНиП 11-35-76 «Котельные установки».

В соответствии с пунктом 3.10 СНиП 11-35-76 «Котельные установки», ут­вержденных постановлением Госстрой СССР от 31.12.1976 г. № 229, выходы из встроенных и пристроенных котельных надлежит предусматривать непосредст­венно наружу.

Суд не может принять во внимание довод заявителя о том, что при вынесении постановления №... от 29.04.2010г. ОГПН г. Сыктывкара были нарушены положения Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в силу следующего.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре» государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право: осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности; составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 9 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзо­ра) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, ин­дивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязатель­ных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Как следует из контрольно-наблюдательного дела №... в отношении ООО «...» последняя плановая проверка ООО «...» ОГПН г. Сыктывкара проводилась с 13 по 15 ноября 2006 года на основании распоряжения №... от 13.11.2006 года л.д.74,75-76). С момен­та плановой проверки истекло три года, что явилось основанием для включения юри­дического лица в план проверок на 2010 год.

Позже проводилась внеплановая проверка по распоряжению №... от 28.11.2007 года, цель данной проверки являлся контроль исполнения предписания ГПН №... от 15.11.2006 года л.д.69), сроки устранения нарушений требований пожарной безопас­ности которого истекли. Так же по распоряжению №... от 24.03.2008 года, проведена внеплановая проверка ООО «...», цель проверки явилось взятие под надзор здания склада по ул. Колхозная, №..., так как объект ввелся в эксплуатацию и являлся новым строением л.д.61). В 2009 году проводилось внеплановое мероприятие по надзо­ру юридического лица (распоряжение №... от 27.05.2009 года), целью данной проверки являлся контроль исполнения предписания ГПН №... от 17.04.2007 года, сроки уст­ранения нарушений требований пожарной безопасности которого истекли .

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В силу 1 ст. 12 Закона предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 11 ст. 9 Закона плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соот­ветственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

Следовательно, Закон допускает проведение плановой выездной, документарной проверки.

Согласно ст. 13 Закона срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

При проведении ОГПН г. Сыктывкара плановой документарной выездной проверки общий срок составил 28 часов 30 минут, с 10 часов 00 минут 26.04.2010 года по 14 ча­сов 30 минут 28.04.2010 года, о чем свидетельствует акт проверки №... от 28.04.2010 года, который не превысил двадцать рабочих дней .

Нарушение ОГПН г. Сыктывкара ч. 12 ст. 9 Закона, согласно которой о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом не установлено, так как соответствующее уведомление было получено Колеговым А.О. 19.04.2010 г. лично, о чем свидетельствует его подпись в уведомлении л.д. 50), то есть в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

При таких обстоятельствах ссылка заявителя, что Колегов А.О. вообще не был уведомлен о проведении проверки, несостоятелен.

Доводы о том, что письмо-уведомление предупреждало о проверке в период с 20 апреля 2010 г., а оспариваемая проверка в итоге была проведена в другие даты, а именно Акт о проверке датирован 26 апреля 2010 г. не свидетельствует о нарушении прав Общества и не уведомляет о другой проверке. Поскольку в уведомлении, полученным лично Колеговым А.О. 19.04.2010 г. указан период проведения проверки с 20.04.2010 г. по 14.05.2010 г. Проверка проводилась в указанный период, сроки не нарушены.

При этом довод об отсутствии распоряжения несостоятелен. В материалах дела имеется распоряжение начальника Отдела ГПН г. Сыктывкара ГУ МЧС России по РК от 01.04.2010 г. №....

Также суд учитывает то, что в рассматриваемом случае правонарушитель знал о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако допустил их нарушение, так как ранее в отношении ООО «...» выносились предписания об устранении правил пожарной безопасности.

Решением Арбитражного суда от 29.06.2010 г. по делу А29-3974/2010 в удовлетворении требований ООО «...» к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РК в лице Отдела ГПН г. Сыктывкара о признании недействительным постановления от 29.04.2010 г. №... отказано.

Указанным решением суд признал правомерным привлечение к административной ответственности ООО «...»

Указанные в жалобе и дополнениях к ней обстоятельства не свидетельствуют о том, что проверка была проведена органом государственного контроля с грубым нарушением требований законодательства.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 20.4 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

Факт совершения Колеговым А.О. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, приходит к выводу о наличии в действиях Колегова А.О. события и состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности был соблюден, административное взыскание наложено управомоченным лицом (ст. 12.14 ч. 3 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с правилами ч.2 ст. 4.1. КоАП РФ.

Таким образом, постановление ОГПН г. Сыктывкара является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору №... о привлечении Колегова А.О. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей оставить без изменения, а жалобу Колегова А.О. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней с момента вручения.

Судья Огнева С.Б.